Ж) Отношение к браку и семейная жизнь

Не может быть двух мнений о том, что на основании Слова Божья, идеальное состояние проповедника, - это состояние безбрачия, как учит о том ап. Павел (1 Кор. 7, 7-8). Но если бы кто-нибудь возвел этот принцип в закон для церкви, тот подпал бы под прямое осуждение ап. Павла (1 Тим. 4, 1-3), который считает запрещением вступать в брак и - под каким-либо предлогом, всегда делом "духов обольстителей и учений бесовских".

Безбрачное состояние нельзя рекомендовать никому, оно принимается только теми, кто имеет к сему особое дарование от Бога. Все же, кто не имеет дарования к сему, лучше пусть вступают в брак (1 Кор. 7,9).

Так как большинство несомненно лишено дара безбрачия, то проповедникам несомненно лучше жениться в самом начале их проповеднического служения.

Если молодой проповедник не имеет особого дара от Бога и остается безбрачным, то может получиться двоякое зло: 1) или он сам незаметно для себя будет разжигаться похотью (1 Кор. 7, 9), или 2) легко поддающиеся влияниям девицы, вдовы или женщины, слушающие его проповеди, незаметно для самих себя увлекаются проповедником и, таким образом, вокруг него создается недуховная атмосфера.

Практика жизни подтверждает мудрость апостольского совета.

Если проповедник женат, то ясно, что он должен быть образцовым семьянином. Он должен быть примером христианской жизни, прежде всего для своей жены.

Между тем случается, что вся церковь держится очень высокого мнения о христианских качествах проповедника, жена же его, наоборот, держится отрицательного взгляда.

Если проповедник имеет детей, то его обязанности чрезмерно осложняются. Он должен уметь воспитать своих детей таким образом, чтобы они, выросши до сознательного возраста, могли уверовать и присоединиться к церкви.

Самое обращение детей не во власти отца-проповедника, но путем молитвы он может выпросить у Господа, чтобы его дети сделались детьми Божьими.

Для женатого проповедника всегда есть две крайности: 1) или он слишком отдается интересам семьи, или 2) совершенно о них забывает.

В первом случае получается очень слабая проповедь и бесплодная работа, а во втором случае получается огромный вред для семьи.

От недостатка влияния отца-проповедника дети его могут сделаться совершенно неверующими и даже развратными людьми, что может ложиться пятном на все служение проповедника и ослаблять его проповедь.

Относительно этого ап. Павел весьма строг: "если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5,8).

Я знал одного ревностного, даровитого проповедника, у которого сыновья оказались пьяницами и выдающимися развратниками.

Это обстоятельство вредно отразилось на всей деятельности его. Если такое несчастье выпало на долю проповедника, то, по нашему мнению, ему следует, если не совсем прекратить, то, во всяком случае, значительно сократить проповедническую деятельность.

Молитва

Каждый проповедник должен стремиться всеми средствами к устранению всех пороков или недостатков внутренней жизни. Но главнейшим из всех средств для него, несомненно, является молитва. Молитва необходима ему как первое средство для несения его труда.

Едва ли есть другой вид труда, который требовал бы так много сил у человека, как именно проповедь. Мы здесь говорим не о той проповеди, которая исполняется по обязанности, как известное занятие, но о настоящей проповеди, на которую человек во всякий момент смотрит, как на средство приобретения душ для Христа.

Это та проповедь, при которой проповедник вместе с ап. Павлом восклицает: "кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (2 Кор. 11, 29).

Это та проповедь, когда проповедник настолько соединен духовно с теми, кому он проповедует, что он скорбит скорбями их и плачет вместе с ними.

Для такого труда необходима помощь свыше и молитва, как средство получения ее.

Один проповедник проходил мимо рабочего, который, стоя на коленях на шоссе, усердно разбивал молотом камни. Остановившись проповедник сказал:

- Как бы я хотел разбивать каменные сердца, как вы разбиваете эти камни!

- Но для этого, ведь, надо работать на коленях, - был ответ.

Да, проповеднику нужно работать на коленях.

В этом случае он имеет возвышенный пример в лице Божественного Проповедника, Который до вступления на поприще проповеднической деятельности провел в молитве и посте 40 дней. Который так часто уединялся от учеников в пустынные места для молитвы (Мат. 14,23 и др.).

Проповедник без молитвы - или сухой лектор, не имеющий чувств, или актер, т. е. человек с напускною чувствительностью.

Проповедник без молитвы: "бьет воздух" (1 Кор. 9,26); проповедник с молитвою сокрушает скалы молотом Слова Божья.

Б) Внешние качества проповедника

Дар слова

Проповедник должен иметь дар слова, т. е. способность последовательно и ясно выражать свои мысли. Правда, великий пророк древности Моисей, по его признанию, был "косноязычен" (заика), но, ведь потому то Бог назначил Аарона, брата Моисея, быть оратором при нем, из чего видно, что Бог не напрасно одаряет некоторых людей даром слова, который Он может употребить для Своих премудрых целей.

Высший дар слова - красноречие, есть способность излагать свои мысли не только последовательно и ясно, но красиво и изящно. Этот дар может быть очень полезен, но к нему следует относиться с большою осторожностью.

Очень часто красноречие выражается в красивых оборотах речи, при очень скудном содержании мысли. Вы можете слышать проповедников, которые могут много "говорить", но "мало" выразить. Их проповеди скорее всего могут быть названы краснобайством, чем красноречием.

Такое красноречие (краснобайство) может быть опасно. Красивые звуки речи без содержания увлекают людей по ложному пути. К числу именно таких людей по крайней мере в первом периоде его деятельности принадлежал, по-видимому, Аполлос (Деян. 18,24), который хотя и был внешним образом сведущ в Писании, но, не зная точно пути Господня, увлекал людей по неправильному пути (Деян. 19,1-7).

Истинный дар слова заключается в способности облекать в красивые выражения, красивые или глубокие мысли.

Такой дар может быть лишен цветистости выражений, но за то он могуч внутренней силою.

Вот что говорит о красноречии Августин в своем сочинении "De Doctrina Christiana": "Мудрость в проповеди без красноречия может принести пользу; красноречие без мудрости не может принести пользы и даже часто приносит вред. Соединение же мудрости и красноречия делает проповедь действенной".

Но вообще погоня за красноречием со стороны проповедников дело неправильное.

Слова проповедника должны пронизывать сердце человека, а не гладить его. Спаситель хочет, чтобы мы были не сахаром, а солью.

Когда спасают человека, то не заботятся о красивых жестах: если нужно утопленника тащить за волосы, то не останавливаются даже перед вывихом руки, лишь бы спасти его. Главное в проповеди, это ее сила, побуждающая к спасению, а не красивые слова.

Августин говорит о Киприане, что тот произнес только несколько проповедей по всем приемам ораторского искусства, чтобы показать, что он может так проповедывать, но после того он стал проповедывать очень просто, тем указывая, какою должна быть проповедь.

Надо проповедывать так, чтобы люди приходили не для того, чтобы смотреть трость, ветром колеблемую, или человека, одетого в пышные одежды красноречия, но для того, чтобы слушать служителя Божия, возвещающего им вечные истины.

Язык должен быть простой, но выразительный. Нужно избегать длинных мудреных, а особенно иностранных слов. Нужно так проповедывать, чтобы вас понимал мальчик Ваня, сидящий позади всех.

Нужно избегать напыщенного слога.

Кромвель приказывал солдатам: "стреляй пониже!"

Этот приказ годен и для проповедников.

Надо помнить, что железный ключ лучше служит своей цели, чем золотой.

Есть люди, которые могут излагать свои мысли сжато и кратко.

Другие, наоборот, выражаются пространно и неясно.

Этот недостаток может быть устранен, главным образом, подражанием и воспроизведением библейского языка, который идеально сочетает краткость с ясностью речи.

Наши рекомендации