Точка зрения простого человека

Саваки-роси:

В древности направление[8]имело особого рода мистическое значение. В наши дни мы знаем, что Земля движется вокруг Солнца; более того, мы запускаем искусственные спутники вокруг Земли, так что уже никто более не в состоянии понять, какое направление куда ведёт. В одном из стихотворений Мусо Сосэки (1275–1351) в сборнике «Коккёсю» говорится:

«Если ты пребываешь в заблуждении, три мира [9]кажутся твердыней, Если ты просветлён, вселенная – это шуньята [10]Первоначально нет ни востока, ни запада. Как можешь ты указать на юг или на север?»

Сказанное в стихотворении верно. Нет ни счастливых, ни несчастливых направлений. Вы, может быть, согласитесь с тем, что говорится о направлениях, но, вероятно, всё-таки подумаете, что быть богатым лучше, чем быть бедным. Дети, выросшие в богатой семье, могут холодно относиться к своим родителям или бороться друг против друга из-за наследства.

Часто люди говорят: «Это реально» или: «Это истинно». Но вопрос в том, что «реально» или «истинно». Во всяком случае, это просто реально с точки зрения обыкновенного человека.

Утияма-роси:

В эти дни многие молодые люди живут в крупных микрорайонах, так что они не беспокоятся о направлении строения, как это было раньше у людей, строивших собственные дома. Обитатели новых больших городов думают о направлении лишь в понятиях верха или низа на социальной лестнице. Во всяком случае, направление целиком зависит от точки зрения данного индивида. В бесконечной вселенной оно не имеет значения. Если вы думаете, что быть богатым хорошо, а быть бедным – плохо, что высокое положение есть нечто великое, что красота чудесна, – вы обладаете ограниченной перспективой. Такова точка зрения обыкновенного человека. Если вы думаете, что заблуждения обычного человека плохи, а просветление будды хорошо, вы смотрите на жизнь с особой точки зрения. Перестать смотреть на жизнь с какой бы то ни было точки зрения – это дзадзэн . Вот почему в «Сутре Сердца» сказано: «Нет рождения, нет угасания. Нет загрязнения, нет чистоты. Нет увеличения, нет уменьшения».

Не деньги, а дзадзэн

Саваки-роси:

В последнее время некоторые священнослужители устраивают в своих храмах гостиницы. Смешные люди! Некоторые из них не думают ни о чём, кроме еды и заработка.

Утияма-роси:

Когда вы поклоняетесь какому-то образу Будды как Будде, Пробуждённому, для вас это будет Будда. Если вы будете сражаться из-за статуэтки или продадите её, она будет всего лишь объектом алчности.

Храм, в котором я сейчас живу, не имеет никаких покровителей, никакого дохода. В течение более чем десяти лет я поддерживал свою жизнь тем, что просил милостыню. Иногда кто-нибудь, по своей доброте, предлагал, чтобы я, поскольку Антайдзи занимает площадь в 1,6 акра, отдал в аренду часть земли для мест парковки, устроил бы квартиры или общежития для студентов и этим создал бы источник некоторого дохода. Моя реакция на такие предложения заключается в том, что я не знаю, что стану делать с деньгами. Антайдзи – храм дзэн. Если крыша храма протекает, я не могу её починить, мне следует продолжать сидеть в дзадзэн в таком месте, где вода не капает с потолка. Если здание разрушится из-за отсутствия ремонта, а я буду продолжать сидеть в дзадзэн, Антайдзи «станет буддой», т. е. мирно скончается. До тех пор пока я смогу чинить храм, я буду это делать; но если я не смогу его ремонтировать, я просто буду продолжать практику дзадзэн . Саваки-роси согласился с моей установкой в этом пункте и говорил: «В моё время и в твоё время Антайдзи – это антай (пребывающий в мире)». Моё глубочайшее желание состоит в том, чтобы кто-нибудь всегда продолжал здесь практику дзадзэн и оставил Антайдзи таким, каков он есть, – оставил его бедным храмом не только сейчас, но и навсегда. Каким бы необыкновенным наслаждением было найти в этом мире какой-нибудь небольшой уголок, где деньги не ценились бы выше всего прочего. А когда я иду просить милостыню, жители Киото подают её и не дают мне голодать. Я благодарен им за это.

Чувствовать себя царём

Саваки-роси:

Перестаньте плакаться! Из-за своей робости вы считаете себя ни на что не годными, а других – великими людьми; вы плачетесь и тревожитесь из-за мелочей; а если однажды дела идут хорошо, вы вне себя от радости.

Утияма-роси:

Вы никогда не бываете голодны, хотя не производите ни единого зёрнышка риса. Вы живете в доме, защищенном от плохой погоды, несмотря на то что не можете срубить дерево и распилить его на доски. Вы носите превосходную одежду, хотя не умеете прясть нитки из хлопка. Вы получаете свет, нажимая на кнопку, вы получаете воду, повернув кран. Если вы сравните свой образ жизни с образом жизни какого-нибудь царя времён Древнего Египта, вы увидите, что живёте так, как если бы имели десятки слуг. Когда вы пользуетесь электрическим вентилятором, вообразите, что вас обмахивает молодая красивая рабыня. Когда вы смотрите телевизор, представьте себе, что все забавники в этой стране собрались продемонстрировать свои таланты, чтобы развлечь вас, царя! Забавно будет распоряжаться ими, говоря: «Ты не годишься! Кто из вас сумеет лучше развеселить меня?» – и сменить телевизионный канал.

Пожалуйста, перестаньте всё время чувствовать себя униженными, перестаньте сравнивать себя с другими. Вместо этого поразмыслите о себе, подумайте о том, имеете ли вы право жить со столькими удобствами. Как случилось, что вы живёте при таких благоприятных обстоятельствах? Без всяких затрат вы обладаете знаниями и богатством, накопленными людьми с тех времен, когда мужчины и женщины впервые появились в этом мире.

Моё мнение

Саваки-роси:

Каждый читает газетные отделы в различном порядке. Один начинает со страницы биржевых новостей, другой сначала раскрывает страницу, посвященную спорту, третий – страницу, где печатается очередная глава романа, или страницу политических новостей. Все мы отличаемся друг от друга, потому что видим вещи через свое собственное индивидуальное различающее сознание. Постигая вещи человеческой мыслью, каждый из нас ведёт себя по-разному. Мы не сможем понять действительный мир, мир общий для всех, пока не прекратим различения.

Утияма-роси:

Однажды, находясь в деловой части Киото, я услышал: «Мы – представители такой-то партии. Давайте протестовать!» Это говорилось через громкоговоритель; но я не смог понять, против чего они протестовали. Я мог лишь слышать голоса: «Давайте протестовать! Будем протестовать!»

Камень – всего лишь камень; он ничего не говорит. И не только камни – все вещи существуют сами по себе, просто каковы они есть. Все предметы пребывают вне оценок; но мы судим о них, оцениваем их, устанавливаем для них определённую ценность. Неизбежно раздаётся голос: «Давайте протестовать!» Если бы голос оставался только голосом, это стоило бы немногого. Если же голос кладёт начало войне, – а это в наше время представляет собой весьма реальную угрозу разрушения всего мира, – тогда это становится большой проблемой.

Мы не можем перестать видеть и думать, потому что у нас есть глаза и мозги. Однако нам следует понять, что мир, который мы видим, и мысли, которые думаем, – это только кинофильмы в наших головах. Мы должны следить за тем, чтобы не создавать серьёзных проблем, будучи увлечены своими мыслями. Дзадзэн – это такое состояние, которое позволяет нам видеть сквозь иллюзии наших мыслящих «я».

Саваки-роси:

Люди часто говорят: «По моему мнению…» Во всяком случае, это «моё мнение» ни на что не годится – поэтому держите рот закрытым!

Наука и люди

Саваки-роси:

Прогресс науки возможен потому, что учёные основывают свой труд на информации, собранной другими учёными, и далее развивают их изыскания. Люди никогда не приходят к чему-то великому, потому что они не могут получить от других чего-то, имеющего подлинную ценность. Люди подобны подрастающим козлятам, играющим со смертельным оружием. Это очень опасно.

Утияма-роси:

Некоторые люди думают, что в будущем развитие науки сделает каждого человека богатым, разрешит все проблемы и принесёт всем нам счастье. Когда я слышу кого-нибудь, кто говорит такие вещи, я думаю, что передо мной по-настоящему глуповатый человек. Как если бы он ехал в поезде и думал, что едет в вагоне первого класса с кондиционером воздуха, очень удобном, – тогда как ему самому приходится стоять и обливаться потом в проходе переполненного вагона второго класса летней ночью.

По мере того как наука и техника будут продолжать своё движение вперёд, некоторые из проблем нашего времени действительно будут разрешены. Когда я был молод, моя жена умерла от туберкулёза. Если бы тогда были доступны имеющиеся сейчас у нас лекарства, я не потерял бы её. Я искренне одобряю прогресс науки. Но думать, что все проблемы нашей жизни можно разрешить благодаря прогрессу науки, нелепо. Наука – это собственность человечества, человечество – это абстрактное понятие биологического рода. Человечество существовало десять тысяч лет назад и будет существовать ещё через десять тысяч лет. Однако каждый из нас обладает преходящей жизнью приблизительно в семьдесят или восемьдесят лет. В эти данные нам семьдесят или восемьдесят лет для нас существует весьма реальная проблема устройства своей жизни. Нe будут плохими мечты о будущем науки; но важнее увидеть всю картину нашей краткой жизни и найти место, где нам можно было бы утвердиться[11].

Терять

Саваки-роси:

Изучать буддизм – значит изучать утрату . Хороший тому пример – Шакьямуни Будда. Он оставил своё царство, свою прекрасную жену, своего любимого ребёнка, свои великолепные одеяния, – и стал нищенствующим монахом с босыми ногами и в одеянии из лохмотьев. Все будды и предки намеренно шли на потери.

Если какой-нибудь буддийский священнослужитель хочет высокого положения в мире, – это очень большая ошибка. Как бы там ни было, мы, монахи, – все мы нищие с головы до ног.

Утияма-роси:

Самые лёгкие факты для понимания обычных людей – это потеря и приобретение; наша основная предпосылка заключается в том, что приобретение лучше потери. Шакьямуни Будда был вполне необычной личностью. Он шёл по пути утраты, даже не раздумывая о возможности личного приобретения. Ho почему он так поступил? Потому что все обусловленные вещи непостоянны, и представления человечества о потере и приобретении непрерывно меняются. И вот Шакьямуни Будда оставил жизнь потери и приобретения и пошёл по пути вне потери и вне приобретения. Он сделал это намеренно, чтобы показать нам путь, потому что обыкновенно люди мечтают о приобретении без потери.

Путь превыше приобретения и потери – это жизнь устойчивого «я», которое существует до раскола на субъект и объект; оно пребывает по ту сторону приобретения и потери, удачного и неудачного. Богаты вы или бедны, здоровы или больны, каковы бы ни были ваши обстоятельства, – только тогда, когда вы принимаете всё это без всяких условий и живёте в том «я», которое прочно утвердилось в самом себе, вы сможете проявить абсолютную устойчивость религиозной жизни.

Саваки-роси:

Все живые существа пребывают в заблуждении. Они считают свои несчастливые начинания счастливыми, а счастливые – не-счастливыми; они всегда протестуют и кричат. Когда вы даёте плачущему малышу кусочек конфеты, он улыбается с глазами, полными слёз. То счастье, о котором говорят живые существа, не лучше этого состояния.

Частичный дзадзэн

Саваки-роси:

Есть книга, которая называется «Дзэн и культивирование вашей хара ». Такая «хара» – не что иное, как бесчувственность.

Дзэн Тэнма[12]означает, что обычный человек становится достигшим сатори; короче говоря, он становится великим.

Сделать обыкновенного человека великим – не такова цель учения Будды.

Люди говорят, что вы можете культивировать хара, сидя в дзадзэн; такая хара бесполезна. Знать это – вот подлинная хара и истинная устойчивость.

Утияма-роси:

Некоторые люди считают само собой разумеющимся, что цель практики дзэн – достичь сатори и стать смелым. Другие уверены в том, что дзэн – это тэнма, дьявол. Но дзадзэн, переданный Шакьямуни Буддой, Бодхидхармой, Догэном-дзэндзи и Саваки-роси, – это истинная религия; она учит нас предельному образу жизни. Истинный дзадзэн – не что-то такое, что удовлетворяет незрелые желания обыкновенного человека, такие как желание излечиться от какой-то болезни, или заработать деньги, или добиться успеха в жизни. Дзадзэн, который даёт вам сатори и делает вас смелыми, так что вы способны отогнать своим рёвом испуганного сборщика налогов, – также незрелый дзадзэн . Любое учение, которое претендует на то, что делает обыкновенного человека великим, – это тэнма .

Дзадзэн, которому учил Саваки-роси, не является практикой, благодаря которой обыкновенная личность становится великой. С точки зрения наших малых умов, дзадзэн, которому он учил, бесполезен; но в действительности это практика подлинной религии. Он учил дзадзэн как устойчивости в жизни, как предельному выражению буддхадхармы превыше субъекта и объекта, рождения и смерти, заблуждения и просветления.

Наши рекомендации