I. Евангелие евреев и другие неканонические Евангелия

Текст Евангелия евреев не сохранился, известны только отдельные фрагменты его в цитатах у древних церковных писателей. Блж. Иероним упоминает мнение «многих», почитающих его подлинным Евангелием от Матфея. Возможно поэтому, что речь идет о неизвестной версии, основанной на записанных Матфеем Логиях (Речениях или Беседах) Христа. Было написано по-еврейски и Иероним сообщает, что переводил его на греческий. Евангелие евреев цитируется, кроме блж. Иеронима, свт. Папием Иерапольским, Оригеном, свт. Климентом Александрийским, Евсевием.

Среди остальных неканонических Евангелий, никогда и нигде не включавшихся в канон Священного Писания, следует различать тексты, так или иначе признаваемые Церковью и полностью отвергаемые ею. К первым относится т.наз. Протоевангелие Иакова, повествующее, в частности, о событиях детства Пресвятой Богородицы и послужившее основой для ряда церковных праздников. К последним относятся тексты еретического, преимущественно гностического происхождения, среди которых наиболее известно Евангелие Фомы.

Ii. Послание Варнавы

Древний текст, надписанный именем апостола Варнавы, спутника и сподвижника апостола Павла. Послание Варнавы было написано в первой половине 2 века, греческий текст его впервые был найден в Codex Sinaiticus. Послание посвящено истолкованию Ветхого завета в свете новозаветных событий; автор послания стремится показать, что смерть Христа на Кресте была жертвой во исполнение замысла, выраженного в Ветхом завете, и занимает при этом радикальную антииудейскую позицию. Стиль толкований автора послания Варнавы приводит исследователей к мысли, что он был жителем Александрии.

Iii. Послания Павла к Лаодикийцам и Александрийцам

Текст послания к Александрийцам, по-видимому, утрачен, и о нем практически ничего не известно. Послание ап. Павла к Лаодикийцам — это апокрифическое послание апостола Павла, сохранившееся в латинском переводе с гипотетического греческого оригинала. Это послание включается во многие латинские рукописи Нового завета 6 — 15 вв. и ранние печатные издания Библии. В сущности, оно является компиляцией высказываний апостола, особенно из Посланий к Филиппийцам, Колоссянам и Ефесянам. Весьма вероятно, что оно возникло как ответ на пожелание самого апостола, высказанное в Кол. 4:16. Оно упоминается в Мураториевом каноне, у блж. Августина и блж. Иеронима (De Viris Illustribus, 5).

Iv. Послания Климента

Первое послание Климента к Коринфянам традиционно и вполне обоснованно считается творением свт. Климента Римского († 101). Это один из самых значительных памятников раннехристианской литературы послеапостольских времен. Послание написано по поводу раздоров в Коринфской Церкви и ставит целью примирение враждующих. Оно содержит увещание христианам Коринфа и подробное изложение экклезиологических взглядов автора. Послание является важнейшим документом для истории церковной иерархии; кроме того, считается важным аргументом в вопросе о первенстве Римской Церкви.

Второе послание Климента к Коринфянам в действительности представляет собой одну из древнейших из дошедших до нас проповедей, составленную около 150 года, вероятно в Александрии. Текст был распространен в Коринфской Церкви и, возможно, был приписан свт. Клименту Римскому по недоразумению. Сомнения в его авторстве высказывали еще Евсевий и блж. Иероним. Проповедь проникнута заботой о чистоте и праведности христианской жизни и помощи ближнему в ожидании пришествия Господа Иисуса Христа. Содержит важное богословское учение о Церкви и крещении.

V. Дидахэ

Текст этого документа был открыт митр. Филофеем Вриеннием в 1883 г. в единственной рукописи 9 века. Полное название «Учение Господа через двенадцать апостолов народам» (Διδαχή Κυρίου διά τών δώδεκα αποστόλων τοίς έθνεσιν) обычно сокращают до «Учения 12 апостолов» или называют этот памятник первым словом греческого названия — Дидахэ. Обычно датируется первой половиной 2 века; составлен, скорее всего, в Сирии христианином иудейского происхождения. Содержит наставления о «двух путях» — жизни и смерти; первая фраза Дидахэ «Есть два пути: один — жизни и один — смерти» была очень известна и некоторыми авторами могла использоваться и как название документа. Кроме того, Дидахэ содержит указания о крещении, постах и милостыне, а также о совершении Евхаристии. 2-я часть посвящена взаимоотношениям христианских общин. С момента своего обнаружения памятник стал важнейшим источником церковной истории.

Vi. Пастырь Ерма

«Пастырь» был одной из самых популярных книг в древней Церкви. Цитаты из «Пастыря» встречаются у очень многих церковных писателей, нередко он считался боговдохновенным и был включаем в состав Священного Писания Нового завета. Пожалуй, ни одно произведение околоновозаветной письменности не было так прочно связано с Писанием, как «Пастрыь». Автором его был римский христианин по имени Ерм, согласно Мураториеву канону — брат папы Пия I. Множество гебраизмов в тексте книги указывает на возможное иудейское происхождение или воспитание Ерма. Большинство исследователей думают, что Ерм начал писать «Пастыря» в конце 1 — начале 2 века, а окончательная редакция книги была завершена к середине 2 века.

По жанру это сборник откровений, данных Ерму в Риме почтенной матроной, символизирующей Церковь, и ангелом в образе пастыря, давшего название всей книге. «Пастырь» подразделяется на три части: Видения, Заповеди и Подобия. В «Пастыре» постоянно звучит призыв к покаянию в условиях гонений. Вторая часть (Заповеди) содержит краткое изложение христианской веры и увещание исполнять заповеди Христа. Кроме того, «Пастырь» образно описывает жизнь римской христианской общины начала 2 века.

Vii. Апокалипсис Петра

Апокалипсис Петра — апокрифическое произведение, датируемое 125 — 150 гг. и вызывавшее споры еще в древности. Некоторые признают авторство ап. Петра, большинство же церковных писателей (равно как и современные ученые) отвергают его. Содержит видения конца времен, якобы показанные Христом апостолу Петру. Основное место занимают картины адских мучений грешников и райского блаженства праведников, едва ли не первое в своем роде в христианской литературе.

Наши рекомендации