Краткий обзор всего материала

Основные этапы составления плана проповеди

Поскольку в предшествующих главах мы говорили о множестве правил, касающихся составления проповеди, в этой главе мы поэтапно приведем все основные моменты подготовки библейской проповеди.

1. Выбор отрывка.

Если бы мы изо дня в день читали проповеди по одной из книг Библии, то проблема выбора отрывка из Писания была бы решена. Мы просто брали бы по очереди главу за главой, стих за стихом. Это, несомненно, идеальный план, позволяющий проповеднику не только избежать проблемы поиска подходящего текста, но и охватить в своих проповедях целую книгу. Если цикл проповедей по одной книге не слишком длинен, то проповедник может сделать хороший обзор книги, а также затронуть ряд жизненно важных для его прихожан вопросов так, чтобы у них не возникло и мысли о том, что он намеренно привлекает внимание к этим проблемам.

Затруднения в выборе отрывка появляются, если мы не ведем планомерной работы и за нашим выбором нет никакой конкретной схемы. В этом случае мы вынуждены полагаться на различные обстоятельства, чтобы правильно выбрать отрывок для намеченной проповеди. Духовные и мирские потребности прихожан, особые торжества, трудные или напряженные времена, конкретные цели и планы церкви, а также обычные церковные праздники требуют текста, соответствующего случаю. Но каковы бы ни были обстоятельства, при которых мы несем Слово Божие Его людям, нам следует полагаться на руководство Святого Духа, Который укажет Нам, какую именно часть Писания мы должны выбрать для исполнения Его замысла. Если мы прислушаемся к Нему, Он, несомненно, найдет способ помочь нам правильно выбрать отрывок.

Однажды некий пастор, сидя в своем кабинете, размышлял над историей о блудном сыне, и вдруг его внимание привлекли слова из Луки 15:17 - "пришед же в себя". Эти слова настолько запали в душу священника, что для следующей воскресной службы он подготовил проповедь, названную им "Возвращение духовного рассудка". В это воскресное утро церковь посетила христианка, живущая в другом городе. Она отошла от Господа и была настолько отягощена своим грехом, что ей казалось, что она вот-вот сойдет с ума. Сев на скамью, она прочитала название проповеди в информационном листке, который ей дал служитель, и сразу поняла, что проповедь, которую собирается прочесть священник, как будто специально предназначена для нее. Эту проповедь Господь дал Своему верному слуге, а она послужила для оступившейся женщины средством возвращения к Господу и духовного выздоровления.

2. Тщательное экзегетическое исследование отрывка.

Бывают случаи, когда Дух Божий в мгновение ока дает нам понять, какую проповедь Он хочет услышать от нас; основные моменты и истины текста, который мы должны довести до слушателей, приходят к нам таким замечательным способом, что мы можем написать всю проповедь за несколько минут или не более чем за час. Но все же, как правило, подготовка проповеди требует от нас кропотливого исследования, исполненного постоянной молитвы.

3. Нахождение главной пружины отрывка.

В 7-й главе мы довольно долго обсуждали, как найти предмет текста и дополнение и выразить их в виде экзегетической идеи одним законченным предложением. Это предложение показывает главную мысль текста.

Из той же главы мы узнали, что экзегетическая идея подводит к формулированию посылки или гомилетической идеи, в которой основные истины отрывка выражены в форме основополагающего принципа, верного всегда и применимого ко всем людям, где бы они ни находились. Эта истина становится главной пружиной отрывка, тем, что проповедник должен пытаться донести до сердец своих слушателей на протяжении всей проповеди.

Но разъяснительный блок в зависимости от подхода, который нам указывает Дух Божий, можно рассматривать не только с одной точки зрения. Мы ссылались на это в 3-й главе, когда говорили о методе множественного подхода. Тем не менее, следует всегда помнить о том, что главная цель нашей проповеди должна быть выражена так, чтобы сидящим в церкви людям стал понятен отрывок из Писания.

4. Составление плана проповеди.

К тому времени, когда проповедник завершает экзегетическое исследование отрывка, у него нередко уже складывается полное представление о структуре и естественном делении текста. Эти естественные части текста могут стать разделами в плане проповеди, но не обязательно. Только после того как составитель проповеди сформулирует посылку, он готов к построению плана, поскольку, как мы уже говорили, тезис - это основание проповеди, и вместе с предложением-связкой он указывает направление, в котором будет развиваться проповедь. Главные разделы раскрывают, развивают или объясняют концепцию, выраженную в посылке.

Если проповедник намеревается построить проповедь, пользуясь индуктивным методом, он выразит свои мысли, придерживаясь строгой последовательности, и завершит их посылкой в конце проповеди. Или, в зависимости от цели, к которой он стремится, проповедь вообще может не иметь формального выражения тезиса.

Мы узнали также, что главные разделы должны быть ясно выражены, чтобы слушатели могли сразу понять их, и что пункты проповеди должны шаг за шагом подводить к кульминации. Одно из преимуществ ясного, логичного плана заключается в том, что он помогает проповеднику сохранять ясность мыслей в процессе чтения проповеди и, таким образом, не отвлекаться самому и не отвлекать слушателей, что порой случается, если священник часто заглядывает в свои записи. В то же время люди в церкви с большей легкостью следят за ходом проповеди, в которой есть строгая последовательность, а употребленные к месту связки помогают осознать развитие идеи при переходе от одной части проповеди к другой.

5. Заполнение плана проповеди.

Построив главные пункты и подпункты своей проповеди, проповедник далее должен заполнить свой план таким материалом, который соответственным образом донесет до слушателей идеи, представленные главными разделами его плана.

Поскольку одна из основных задач проповеди - разъяснение смысла текста, то материал, используемый священником для заполнения плана, должен строиться прежде всего на информации, собранной им во время экзегетического исследования отрывка. Помимо этого, он может включать факты, полученные из разных источников, таких, как литературные произведения другой формы, собственный опыт проповедника и его наблюдения над окружающим миром, опыт других людей. Используя свое воображение, проповедник может вызывать в сознании слушателей удивительные образы, несущие более свежее представление об истине, при условии, что он использует воображение с умом.

Разворачивая план проповеди, проповедник должен использовать не менее двух из рассмотренных нами риторических процессов: объяснение, аргументацию, цитирование, иллюстрирование и применение на практике. Как мы уже говорили, разъяснение текста - это основа толкования любого отрывка Писания. Однако порядок использования различных риторических процессов будет зависеть от обстоятельств и условий, которые появятся по мере того, как мы будем пункт за пунктом излагать проповедь.

У начинающего проповедника, собравшего значительное количество материала, может появиться желание включить в свою проповедь весь накопленный материал, но этого делать не следует. Если он попытается представить прихожанам подобную "солянку", то запутается в огромном количестве идей и фактов, а его слушатели окажутся в замешательстве от обилия полученной информации.

Чтобы избежать такой ситуации, проповедник должен стремиться к простоте. Он должен держать в голове одну важнейшую истину, которую хочет сообщить, и аккуратно, но безжалостно, отсекать весь лишний материал. Проповедь, цель которой сформулирована ясно, проповедь, которая быстро и непрерывно движется к своей кульминации, обычно бывает гораздо более действенной и эффективной, чем та проповедь, где и проповедник, и слушатель увязают в болоте множества подробностей, и смысл которой с трудом воспринимают присутствующие в церкви люди.

Во время проповеди священник должен постоянно следить за временем, отведенным на каждый пункт. Для изложения одних частей проповеди понадобится больше времени, чем для других, в зависимости от значимости каждой части и от реакции слушателей.

6. Составление заключения, введения и выбор названия.

Пока мысли, занимавшие сознание проповедника при составлении основной части проповеди, еще свежи в его сознании, он должен написать заключение. Дойдя в заключении до кульминации проповеди, он должен остановиться. Средний слушатель может оставаться внимательным в течение сравнительно небольшого отрезка времени. Поэтому священник не должен затягивать заключение проповеди.

Введение и название проповеди проповедник часто находит в последнюю очередь, но это происходит отнюдь не из-за меньшей значимости, а потому, что искусный составитель проповедей решает, как он должен представить свою тему, обычно только тогда, когда составил основную часть проповеди и понял, что будет обсуждать со слушателями.

7. Молитвенное упование на Дух Божий.

Сколько бы раз мы ни говорили об этом, будем повторять еще и еще: помимо всего времени и усилий, которые мы вкладываем в составление и прочтение проповеди, наше служение всегда должно быть основано на молитвенном уповании на Дух Божий. Только Он может вложить нужные мысли в наше сознание, нужные слова в наши уста, и исполнить нас любящим и благодатным духом, когда мы будем произносить проповедь, чтобы благословение Божие сопутствовало оглашению Его истины. Тогда мы сможем проповедовать силой Святого Духа нуждающимся и поднять уставшие души к славе нашего благословенного Господа и Спасителя Иисуса Христа.

"Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса"

(2Кор.4:5).

"Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам"

(2Кор.4:7).

Издательство "Библия для всех"

Наши рекомендации