Значение структуры проповеди
Широко известный пастор Вестминстерской часовни в Лондоне Д.Мартин Ллойд-Джоунз указывал в своем труде "К изучению Нагорной проповеди", что проповедь - это не эссе и не литературное сочинение, предназначенное для публикации, чтения и перечитывания. Это послание, которое предназначено для восприятия на слух и которое должно оказать моментальное воздействие на слушателей.
С тем чтобы обеспечить такое воздействие, проповедь должна быть свободна от неясностей, двусмысленностей и не содержать никакого материала, не связанного непосредственно с ее главной темой. С другой стороны, она должна обладать определенной формой или моделью, в которой содержащиеся там идеи должны указывать на последовательность мысли, а все рассуждение продвигаться к четко определенной цели или к кульминационному пункту. Другими словами, нужно выстроить проповедь таким образом, чтобы слушатели могли без труда понять главный смысл послания, так же, как и различные приемы, при помощи которых этот смысл раскрывается. Таковы требования к структуре проповеди.
В последующих главах будет подробно рассказано о механике построения проповеди. К созданию действенных эффективных проповедей нет простых путей. Это требует большого напряженного труда и прилежной учебы. Чтобы достичь мастерства в гомилетике, необходимо изучить принципы построения проповеди, а затем кропотливо и постоянно применять их на практике.
Однако награда за прилежание будет неизмеримо большей, нежели затраченные на это время и усилия. Ибо при исчерпывающем освоении принципов построения проповеди учащийся окажется гораздо ближе к тому, чтобы стать создателем проповедей. И его послания будут представлены столь ясно от начала до конца, что слушатели смогут следить - пункт за пунктом - за теми истинами Слова Божиего, которые он пытается донести до них.
Форма плана проповеди
В предшествующих главах говорилось о некоторых основных элементах плана проповеди, но для того, чтобы читатель получил полную картину правильной формы плана проповеди, мы представляем его ниже.
Название
Текст
Введение
1. __________
2. __________
Посылка
Вопросительное предложение
Переходное предложение
I. Первый основной раздел
1. Первый подраздел
Обсуждение
2. Второй подраздел
Обсуждение
Переходная часть
II. Второй основной раздел
1. Первый подраздел
Обсуждение
2. Второй подраздел
Обсуждение
3. Третий подраздел
Обсуждение
Переходная часть
Заключение
1. __________
2. __________
3. __________
Такая модель типична для построения большинства библейских проповедей, то есть текст предшествует введению, за ним идут посылка, вопросительное и переходное предложения именно в указанном порядке, затем основные разделы, подразделы и заключение. Переходная часть связывает основные разделы друг с другом и с заключением. (Более подробно о посылке, вопросительном и переходном предложениях см. в гл. 7; указания относительно переходный частей см. в гл. 8.)
Одна из целей формы состоит в том, чтобы сделать данный план простым и понятным. Ясный и четкий план является бесценным помощником проповедника. Когда план составлен именно в такой форме, он служит в качестве визуального вспомогательного материала, позволяя проповеднику видеть всю проповедь сразу. Озаглавливание введения и заключения, а также нумерация входящих в них пунктов позволяют четко выделить каждую позицию во введении и заключении, и поэтому легко проследить за развитием мысли. Основные разделы помещаются с левой стороны листа бумаги, и благодаря использованию абзацных отступов четко видно, что подзаголовки играют подчиненную роль по отношению к основным разделам. Обратите внимание, что строки с основными разделами и подразделами размещены на странице через одинаковые интервалы, и таким образом их истинные взаимоотношения абсолютно очевидны.
Основные и вторичные позиции, кроме того, помечены соответственно римскими и арабскими цифрами, а не с помощью букв алфавита. Причина состоит в том, что, если в ходе чтения проповеди надо коснуться темы, в которой проповеднику необходимо пронумеровать основные разделы или подразделы, ему будет гораздо легче говорить об этом с помощью цифр, нежели букв. Например, если проповедник хочет поговорить о тех словах, которые использует апостол Павел для описания христианского делателя во второй главе Второго послания к Тимофею, гораздо легче говорить о первом, втором, третьем и четвертом определениях, нежели говорить "определение А", "определение Б", "определение В" и так далее.
Если понадобится перечислить некое количество позиции, которые входят в подразделы, они точно так же могут быть обозначены с помощью арабских цифр со скобкой - 1), 2), 3) и так далее.
Конечно, количество основных разделов и подразделов отнюдь не ограничено тем числом, которое приведено в данной форме. То же самое можно сказать и о количестве пунктов во введении и заключении. Более подробно эти вопросы будут обсуждаться в дальнейших главах книги.
Краткость в составлении плана проповеди
План проповеди должен быть краток. Смысл введения и заключения, как и основных разделов, должен быть выражен столь малым числом слов, сколь возможно без ущерба для легкости восприятия. Таким же образом, содержащиеся в обсуждении пункты - которые по сути просто уточнение каждого подраздела - должны быть отмечены очень кратко. Другими словами, следует стремиться как бы сжимать целые абзацы в короткие простые предложения и вместо целых слов использовать сокращения там, где это возможно. (См. заполненный план проповеди в гл. 9 и 11.)