Серии текстуальных проповедей
Составить серию текстуальных проповедей очень легко. Мы выбираем общую тему и подбираем несколько текстов по этой теме. Эти отрывки становятся основой текстуальных проповедей. Для первого примера возьмем слово "приходить" (и его синонимы) как основу серии проповедей по теме "Тайны Бога". Пронаблюдайте, как в каждом отрывке использовано это слово:
"Тайна апостольства", на основе Матфея 19:21: "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною".
"Тайна успокоения", на основе Матфея 11:28: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас".
"Тайна веры", на основе Матфея 14:28-29: "Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу".
"Тайна исполнения желаний", на основе Иоанна 7:37: "В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей".
Другая серия текстуальных проповедей может быть названа "Хвала недругов Иисуса". Нетрудно заметить, что множество утверждений по поводу Иисуса Христа, записанных в Библии, было сделано его недругами или противниками. Мы перечислим четыре подобных утверждения в серии проповедей "Хвала недругов Иисуса".
"Он принимает грешников и ест с ними" (Лк.15:2).
Название: "Иисус, друг грешников".
"Этот Человек много чудес творит" (Ин.11:47).
Название: "Иисус, Чудотворец".
"Других спасал, а Себя Самого не может спасти!" (Мф.27:42).
Название: "Иисус, Спаситель, не спасший Себя".
"Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке" (Лк.23:4).
Название: "Иисус, совершенное творение".
В Писании встречается по меньшей мере 7 случаев того, как Бог обращается к человеку по имени два раза подряд. Повторения в Библии являются эмфатическим средством выражения, и проповедник может использовать тексты, где содержатся подобные призывы, для подготовки серии интересных проповедей. Вот четыре подобных обращения:
"Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Быт.22:11-12). Название: "Призыв к вере".
"Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх.3:4-5). Название: "Призыв к послушанию".
"Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее". (Лк.10:41-42). Название: "Призыв к объединению".
"Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" (Деян.9:4). Название: "Призыв к повиновению".
Каждый священник должен быть знаком с "семью последними словами", то есть фразами, произнесенными Христом после распятия. Очень важно подготовить, по крайней мере, две или три проповеди на основе этих слов Иисуса, и если позволяет время, мы попытаемся составить серию предпасхальных проповедей по каждому из "семи последних слов". Серия может быть озаглавлена "Слова с креста", а названия проповедей будут следующими:
"Распятие на кресте", на основе Луки 23:33-34: "И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают".
"Спасение на кресте", на основе Луки 23:42- 43: "И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
"Любовь распятого Христа", на основе Иоанна 19:25-27: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!".
"Оставленный на кресте", на основе Матфея 27:46: "А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?".
"Жаждущий на кресте", на основе Иоанна 19:28- 29: "После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его".
"Триумф распятого Христа", на основе Иоанна 19:30: "Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух".
"Покорность распятого Христа", на основе Луки 23:46: "Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух".
В Псалтири также содержится ряд текстов для подготовки серии проповедей по теме "Недуги человеческие". Проповедь, посвященную отчаянию, можно подготовить на основе псалма 41:11; посвященную страху - на основе псалма 55:3; посвященную чувству вины - на основе псалма 50:3; посвященную скорби - псалма 24:16-17; посвященную разочарованию - псалма 40:10-11.
Эта же книга является источником проповедей, объединенных темой "Благословения из Псалтири" и основанных на фразе "блажен муж". Одну проповедь можно озаглавить "Блаженство Божиего человека" (по Пс.1:1); другую "Блаженство прощенного" (по Пс.31:1-2). Изучение разного рода приложений к Библии поможет получить разнообразные сведения об иных заповедях блаженства, содержащихся в Псалтири.
Можно подготовить серию проповедей "Права Христа" на основе слов "Я есмь" Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна, например: "Я есмь хлеб жизни", "Я есмь пастырь добрый", "Я есмь путь и истина и жизнь".
Приведенные выше примеры должны были наглядно показать учащимся, как следует составлять планы текстуальных проповедей на основе Библии. Чтение серии проповедей обеспечивает единство мысли проповедей и поддерживает интерес аудитории при условии, что выступления логичны и тщательно подготовлены.
Заключение
Завершая изучение текстуальных проповедей, давайте составим еще один план. План проповеди на основе 2 Коринфянам 5:21, где говорится: "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом". Читатель заметит, что, в соответствии с определением текстуальной проповеди, основные тезисы основаны непосредственно на тексте, а подпункты могут основываться на других источниках.
Название: "Спаситель грешников".
Предмет: Основные черты нашего Спасителя.
I. Совершенный Спаситель.
1. Он никогда не грешил против Бога и людей (Ин.18:38; 19:4,6; Мф.27:3-4; 1Пет.2:22).
2. Он внутренне и внешне совершен (Мф.17:5; Евр.10:5-7; 1Пет.1:19).
II. Спаситель, искупивший наши грехи.
1. Был распят на кресте за наши грехи (Ис.53:6; 1Пет.2:24).
2. Умер, чтобы искупить наши грехи (Рим.4:25; 1Пет.3:18).
III. Он - справедливый Спаситель.
1. От Него зависит Божия милость к нам (Рим.3:24).
2. Он - наша праведность и вера в искупление (Рим.3:21-22, 5:1; 1Кор.1:30).
Начинающим студентам будет достаточно сложно подготовить план текстуальной проповеди. Это происходит из-за того, что составление плана подразумевает внимательное изучение первоначального Деления текста. Однако подобные трудности должны не разочаровывать учащихся, а стимулировать их дальнейшее изучение законов подготовки проповеди. Посвятив себя этому занятию, учащийся, возможно, незаметно для себя, получит необходимый опыт определения пунктов плана, содержащихся в самом тексте, и будет постоянно расширять свои знания о ценностях Слова Божиего.
Тех, кто изучает искусство подготовки текстуальной проповеди, ожидает еще одно вознаграждение - это отклик в сердцах ваших слушателей во время чтения проповеди. Когда молодой проповедник раскрывает истины, содержащиеся в Библии, он видит, как это вдохновляет духовных христиан на восприятие ценностей, присутствующих даже в одном библейском стихе.
Упражнения
1. Подготовьте план текстуальной проповеди по 1 Посланию к фессалоникийцам 2:8 с указанием названия, темы, основных тезисов. В этом плане и во всех последующих не забывайте указывать номера библейских стихов, использованных вами.
2. Подготовьте план текстуальной проповеди по Посланию к Титу 2:11-13 с указанием названия, темы, основных тезисов. Как было указано выше, каждый тезис должен быть подкреплен цитатой из Библии с указанием номера стиха.
3. Подберите текст сами и, используя принцип многостороннего подхода, составьте планы двух проповедей на основе одного текста. Выпишите выбранный вами текст и укажите название, тему, основные тезисы каждого плана.
4. Используя только вторую часть стиха 7 из псалма 50 в качестве текста, составьте по нему план с названием, темой и основными тезисами.
5. Подберите подходящий библейский текст (не более трех стихов) для каждой проповеди к следующим случаям:
1) Новогодняя проповедь.
2) Воскресная проповедь.
3) Проповедь на панихиде.
4) Воскресная проповедь.
5) Проповедь по случаю крещения.
6) Миссионерская проповедь.
7) Проповедь на встрече молодежи.
Выпишите все тексты по порядку и подберите к ним подходящие названия.
6. Составьте план по тексту книги пророка Даниила 6:10, указав название, тему и тезисы.
7. В Бытии 39:20-21 допущено намеренное противопоставление между стихами 20 и 21. Составьте план проповеди, подобрав название, тему и тезисы.
8. В первой части Исхода 33:11 читаем: "И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим", а во Второзаконии 34:10: "И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу". Соединив эти отрывки в единый текст, составьте план проповеди, подберите название, тему, тезисы.
9. В этой главе приведены названия четырех проповедей серии "Хвала недругов Иисуса". Перепишите эти названия и найдите в Библии еще три "хвалы", перепишите их тоже и подберите название к каждому тексту.
10. Назовите пять текстов, на основе которых можно составить серию проповедей для собрания прихожан. Процитируйте каждый текст полностью и подберите подходящие названия. Составьте текстуальный план первой проповеди этой серии, подберите к ней название, тему и тезисы.
Разъяснительная проповедь