Г. Датировка переезда и «король Карла»
Датировка переезда и личность «короля Карлы» относятся к числу самых важных проблем, возникающих при исследовании нашей темы. По обоим этим вопросам выдвигаются самые различные и весьма далекие друг от друга предположения. Объединяет их лишь отношение к преданию о вывозе семьи Калонимидов из Италии в Майнц одним из германских императоров как к историческому факту. Гипотезы исследователей можно разделить на три группы:
А. Император Карл Великий перевез семью Калонимидов в конце 8 – начале 9 века. Такого мнения придерживались первые исследователи, в том числе Ш.Д. Луццато, Грец и Гюдеман60. Они считали, что приглашение семьи Калонимидов хорошо вписывается в общую политику Карла Великого, одним из важных направлений которой было развитие торговли в государстве61. В самом предании речь идет именно о нем, так как просто «король Карла», без прозваний – это, несомненно, Карл Великий. Однако с исторической точки зрения это абсолютно невозможно (см. ниже), и потому приходится отбросить эту гипотезу. Две другие гипотезы пока вполне приемлемы, и современные исследователи обычно выбирают одну из них.
Б. Переезд состоялся в 876–877 году или в течение последующих пяти лет. Император – Карл Лысый или Карл Толстый (см. ниже).
В. Семья Калонимидов переехала в 982 или 983 году с помощью императора Оттона II. Эта гипотеза выдвигалась различными исследователями еще в прошлом веке и поддерживается нашими современниками62. Она согласуется с тем, что сказано в хронике Титмара (Thietmar) из Мерзебурга (Merseburg) о еврее по имени Калонимус, который помог императору Оттону II спастись после поражения его армии в битве с мусульманами в Южной Италии в 982 году. Ученые полагают, что из благодарности за это спасение император перевез Калонимуса и его семью в Германию. Сообщение Титмара важно для нашего обсуждения:
(Оттон,) увидев издалека судно, называемое «Саландрия» (или: относящееся к виду «Саландрия»), поспешил к нему на коне еврея Калонимуса. Но отказались принять его на борт судна, и оно прошло мимо. Возвратясь на берег, он нашел этого еврея все еще стоящим и с беспокойством ожидающим, что случится с его любимым господином63.
Этот рассказ о спасении сохранился в одном единственном источнике. Однако нет основания сомневаться в его достоверности, поскольку никто не заподозрит церковнослужителя Титмара в том, что он придумал историю, описывающую благородный поступок еврея. Титмар был епископом Мерзебурга в 1009–1018 годах. Однако Оттон II никак не мог быть «королем Карлой». Факты биографии Оттона II после этого сражения и история семьи Калонимидов полностью исключают такую возможность.
В конце 980 года Оттон II отправился из Германии в свой итальянский поход. Он намеревался присоединить к своим владениям и южную часть полуострова. После успешной войны с византийцами, он проиграл сражение мусульманам. Сражение происходило, по-видимому, возле города Котроне (Cotrone) в Калабрии (Calabria). В этом сражении пало около 4.000 его воинов, среди них – члены самых выдающихся аристократических семей Германии. Оттону II, как мы знаем, удалось спастись, и с остатком своей армии он отступил к Салерно (Salerno), а оттуда – к Риму. В результате его поражения начались волнения в Италии. Оттон приложил все усилия, чтобы не дать мятежу разгореться и чтобы вновь добиться доверия своих подданых. В мае 983 года он собрал в Вероне (Verona) государственный совет, в котором участвовали представители германской и итальянской аристократии, и одновременно осадил Венецию в надежде захватить ее, однако завершить эту осаду не успел, так как заболел, был отвезен в Рим и там скончался64.
Трудно предположить, что в столь бурное время у него была возможность заниматься переселением семьи Калонимидов из Лукки в Майнц. В любом случае, из своего итальянского похода Оттон II не вернулся в Германию. Таким образом, нет никакой возможности считать его тем императором, который привез с собой из Италии семью Калонимидов и поселил ее в Германии65. Правда, Оттон мог отправить семью Калонимидов с кем-либо другим или пожаловать Калонимусу привилегию, однако о такой привилегии ни один источник не упоминает, это всего лишь гипотеза, несмотря на уверенность, которую в этой связи выказал Эльбоген66.
Из рассказа Титмара следует, что Калонимус был знаком с императором еще до сражения – о нем говорится как о человеке, любящем своего господина, императора. Вероятно, Калонимус состоял при дворе в Германии и участвовал в итальянском походе Оттона II. Возможно даже, что он был потомком итальянских Калонимидов, переселившихся в Германию.
По-видимому, отголосок событий, о которых повествует Титмар, сохранился в еврейском предании, опубликованном Брюллем67.
Очевидно, что в виду приведенных выше документов из школы рабби Эльазара невозможно отождествить «короля Карлу» с Оттоном II, потому что не только сам «Переселенец», но и его сын Калонимус и внук Мешулам действовали и прославились еще до коронации Оттона II. Историки, склоняющиеся к такой точке зрения, фактически отвергают саму суть предания, хотя их позиция не находит никакого подтверждения в источниках. Из рассказа Титмара следует лишь, что некий еврей оказал услугу Оттону II. Также и изменение установленной формы молитвы, введенное в Майнце рабби Моше Переселенцем, как сообщается в вышеприведенном отрывке, трудно отнести к концу 10 века68. В этот период в общине Майнца уже были признанные мудрецы, в том числе раббену Гершом, Светоч изгнания, рабби Шимон бен рабби Йицхак и, по-видимому, рабби Леонтин. Раббену Гершом упоминает рабби Леонтина, чрезвычайно высоко оценивая его деятельность: «потому что изумителен в своем поколении был он, и его постановлений не изменяют» (Респонсы Маарама (ивр.), Прага, § 264).
Гипотезу о том, что «король Карла» – это Карл Лысый, впервые выдвинул Раппопорт (там же), и ее приняли многие историки. По мнению Раппопорта, буква мем (имеющая числовое значение 40) была добавлена к дате, указанной Мааршалом по ошибке. Там следует читать «тав-тав-тет (т.е., 809) год после разрушения Храма», а не «тав-тав-мем-тет (849) год», т. е. 877 год н.э. Кажется, эта гипотеза лучше других согласуется со следующими тремя установленными фактами:
А. Карл Лысый был коронован императором Священной Римской империи в Италии в конце 875 года.
Б. Среди его приближенных были евреи, в том числе его личный врач Цидкияу. Возможно, что он пригласил в Германию знаменитого мудреца по их настоянию, чтобы поддержать их в попытке сохранить связь со своими корнями.
В. Карл Лысый заботился о развитии культуры в своем государстве.
Однако и эту точку зрения невозможно принять. Карл Лысый никогда не правил в Германии. В его юрисдикции находилась Франция (Западная Франкия). Германией тогда управлял Людовик Немецкий, двор которого находился в Майнце. Эти короли постоянно враждовали между собой. Сразу после коронации Карл Лысый вернулся в Галлию. Таким образом, он не мог «привезти с собой» в Майнц семью Калонимидов и, конечно, не стал бы уговаривать их переехать в столицу своего врага, чтобы поднять там уровень еврейской культуры69.
Отождествление короля «Карлы» с Карлом Толстым действительно не противоречит известным фактам. Карл Толстый был коронован в Италии в 981 году и правил в Германии70. Но и эта гипотеза требует исправления даты, обозначенной в тексте. Приходится также допустить, что Карла Толстого перепутали с Карлом Великим. Возникают и сложности с хронологией.
Следует, пожалуй, избрать другой путь. Все исследователи, независимо от выбранной ими интерпретации, единодушны в принятии третьего элемента предания, т.е. сообщения о том, что семья Калонимидов была привезена королем «Карлой» за счетдаты, приводимой Мааршалом. Однако дата Мааршала, 849 год (т.е., 917 год н.э.), верна. Дошедшую до нас запись о том, что «Карла» привез в Майнц семью Калонимидов, не следует рассматривать как историческое доказательство. Налицо три обстоятельства, в соответствии с которыми следует предпочесть этому элементу датировку Мааршала: «некруглость» даты, приводимой Мааршалом; период, в который разворачивалась деятельность семьи Калонимидов, и распространение в Германии 13 века тенденции приписывать различные более поздние события эпохе Карла Великого для придания им бoльшей значимости.
Если бы Мааршал назвал какую-нибудь произвольную, примерную дату или если бы кто-то из его предшественников внес такую дату в список, которым воспользовался Мааршал, это была бы округленная цифра, например 850 (согласно еврейскому летоисчислению; т.е. с разницей всего на один год!), как мы наблюдаем в случае других известных нам ошибочных датировок71.
Дата, приводимая Маршалом, прекрасно согласуется с периодом деятельности семьи Калонимимидов. Из нескольких источников следует, что рабби Мешулам, внук рабби Моше, прожил до 1000 года н.э. или даже немного дольше. Это особенно очевидно из респонса Шриры Гаона и Ая Гаона. В начале списка респонсов говорится: «Вопросы от рава Мешулама… к раббену Шрире Гаону и Аю, Отцу, благословенной памяти», т.е. «Отцу суда» – председателю суда72. Понятно, таким образом, что рабби Мешулам направлял ему свои вопросы, когда Ай Гаон был председателем традиционного суда, т.е. между 985 и 1004 годами73. Другое свидетельство, из которого следует, что деятельность рабби Мешулама относится к концу 10 века и даже, возможно, к началу 11, – это свидетельство рабби Моше бен рабби Итиэля о том, что он слышал толкования Торы из уст самого рабби Мешулама74. Отец, т.е. рабби Итиэль, несомненно, дожил до 1028 года, а может быть, даже и до сороковых годов 11 века75. Поэтому трудно предположить, чтобы он родился раньше 960–965 года, а его сын, рабби Моше, соответственно, раньше 980–985 года. Рабби Моше должен был быть хотя бы подростком, чтобы слушать толкования рабби Мешулама, т.е. это могло быть в 995–1000 годах или даже позднее76.
Вместе с тем, вряд ли стоит полагать, что рабби Мешулам пережил гонения 1012 года в Майнце. К этому выводу пришли некоторые историки на основании его респонса рабби Шимону бен рабби Йицхаку, в котором он оплакивает бедствия, обрушившиеся на «членов нашей общины»77. Подобные выражения, описывающие страдания народа в изгнании, встречаются в его пийутах, а также в пийутах других авторов тех времен: Шломо Вавилонского, рабби Шимона бен рабби Йицхака, и др. Вряд ли мы имеем право делать в каждом таком случае вывод о конкретных событиях, пережитых автором. Более того, похожие выражения встречаются в письме рабби Мешулама в Константинополь: «Полегли в начале всех улиц, как буйвол в тенетах, распластывающие, как землю, спины, и как улицы для проходящих, пьющие остаток чаши ядовитой до дрожжей…» (См. Ис 51, 20-23; Шайбер, там же, с. 21). Там же мы находим еще целый ряд подобных выражений. Из этих слов можно сделать вывод о том, как рабби Мешулам чувствовал себя в изгнании и как он относился к страданию народа в изгнании, но нет необходимости связывать эти слова с какими-то определенными событиями. Даже если речь идет все-таки непременно о гонениях, то вполне возможно, что эти гонения имели место в Италии❋Наши сведения о различных местных гонениях немногочисленны и случайны. В последнее время стало известно о двух таких случаях в Труа (Troyes) и Сансе (Sens). См. Респонсы тосафистов, изд. Агус, сс. 39–40. Эти гонения происходили в начале 11 века..
В соответствии с этим, предполагаемое время жизни рабби Мешулама – 930–1005 годы, его отца, рабби Калонимуса – 900–970 годы, и рабби Моше Переселенца – 870–940 годы. Как мы помним, рабби Моше Старый, по свидетельству источников, приехал в Майнц уже известным мудрецом, т.е., вероятно, не раньше, чем достиг возраста 40–50 лет, что подтверждается датой, приведенной у Мааршала. Более того, его сын, рабби Калонимус, упоминается в числе переселенцев у рабби Эльазара из Вормса.
Что же касается «короля Карлы», то этот элемент предания, не подтверждающийся историческими фактами, пришел из христианского окружения. В 13 веке в Германии было принято связывать различные более поздние события с именем Карла Великого. Это придавало им бoльшую значимость, так как период правления Карла – и в определенной степени весь период правления Каролингской династии – воспринимался как «славное время». «Легенда о Карле» существует и у других народов, прежде живших в пределах Каролингской империи. Она нашла свое отражение в хрониках и в эпической поэзии 78. Важное исследование о существовании этой легенды в среде европейских евреев проделал Грабойс (там же). Он полагает, что она распространилась среди евреев Прованса под влиянием их окружения. Но в Германии, по его мнению, «Легенда о Карле» возникла среди евреев значительно раньше. Он считает, что она была призвана объяснить начало истории возникновения йешив (там же, сс. 50–51). Его исследование о развитии легенды в Провансе представляет огромный интерес (этому посвящена основная часть его работы), однако с ним нельзя согласиться там, где речь идет о германских землях. «Легенда о Карле» не встречается, насколько мне известно, ни в одном произведении раввинистической литературы германских земель 11 века. Грабойс приводит две цитаты, пытаясь доказать свое утверждение о том, что «уже с 11 века раввинистическая литература в германских землях приписывает основание йешив в районе Рейна рабби Калонимусу Старому, выходцу из Италии» (там же, с. 50). Оба эти фрагмента он находит у Раши: «Раши упоминает такое предание: рабби Калонимус Старый, житель Рима, прибыл в Майнц и основал йешиву…» и ниже: «и я, малый, нашел подтверждение этому в респонсах великих раббену Элиэзера бен рабби Йеуды и раббаны Калонимуса Старого из Рима по прибытии его в германские земли» (там же, многоточие также поставил Грабойс).
Однако приписывать эти слова Раши ошибочно:
А. Вначале цитируется вариант текста с ошибкой, а слова «и я, малый…», принадлежат рабби Эльазару из Вормса, а не Раши 79.
Б. В обеих цитатах речь идет не о рабби Калонимусе, сыне рабби Моше Переселенца, а оКалонимусе, сыне рабби Шабтая, мудреце, пережившем гонения 4856 (1096) года, который переехал из Рима в Вормс между 1070 и 1075 годами. Он преподавал в вормсской йешиве и внес существенный вклад в развитие местного центра изучения Торы. Это было в последней трети 11 века. Многочисленные сведения о его деятельности содержатся, в основном, в книге Сыновья Махира 80. Грабойс приходит к неутешительному выводу: «Само собой разумеется, что эти сведения из респонса не имеют ценности достоверного исторического свидетельства» (там же). Приведенные выше слова Раши отражают известный и проверенный исторический факт, подтвержденный различными источниками, но не имеющий отношения к преданию о переезде семьи Калонимидов, которое приводится в источниках, ведущих свое происхождение из школы рабби Эльазара.
В еврейских источниках 12 века «Легенда о Карле» также отсутствует.
Она появляется в 13 веке – одновременно с ее распространением в христианской среде. Легенда из Французского махзора, которую опубликовал Цунц, – о разрушении центров еврейской культуры в Германии и их восстановлении семьей Калонимидов, привезенной Карлом Великим, – сложилась в той же социальной и культурной среде, в которой была создана и развивалась «Легенда о Карле». Под влиянием этой последней и появляется соответствующая легенда в еврейских источниках 81. Все эти легенды не следует трактовать как исторические факты.
Еврейскую «Легенду о Карле» также не следует рассматривать как исторический анахронизм. Мы располагаем достоверными свидетельствами о том, что евреи жили в Германии в начале 9 века. Их переселение туда вызвано стремлением каролингских правителей к развитию торговли. Среди купцов, поселившихся возле дворца Карла Великого в Аахене, была группа евреев. Императоры, правившие после Карла, также благосклонно относились к иммиграции евреев из-за их роли в местной и международной торговле 82.
Можно предположить, что эти факты были хотя бы частично известны немецким евреям в 13 веке, что способствовало их положительному восприятию «Легенды о Карле». Немалую роль сыграло и то, что в ней подчеркивалось благожелательное отношение к евреям в Каролингской империи – чего уже не было в современном им 13 веке.
Итак, предание о переезде семьи Калонимидов следует рассматривать отдельно, вне связи с отношениями между евреями и каролингскими императорами. Семья Калонимидов переехала из Лукки в Майнц около 917 года, а не была привезена каким-либо императором 83. С другой стороны, подобные предания существуют в более широком контексте, а именно в контексте начала еврейского поселения в Германии в Средние века. Еврейское население Германии в 10 веке значительно возросло, большей частью в результате иммиграции, которая шла, в основном, из Франции и Италии. В конце 10 века в Германии жило, по-видимому, от 7000 до 10000 евреев.
Рабби Эльазар из Вормса отмечает, что среди переселенцев были «прочие выдающиеся люди» 84. Если бы это были только члены семьи Калонимидов, он, надо полагать, назвал бы их поименно или, по меньшей мере, констатировал бы этот факт. Отсюда следует, что речь идет об организованной группе евреев, переселившихся из Ломбардии в Майнц. По-видимому, их переезд был продиктован экономическими соображениями, как и большинство других переселений из Франции и Италии в те времена. Весьма сомнительно, чтобы переезд и его организация были осуществлены по инициативе рабби Моше Старого и чтобы он возглавил переселенцев. Хронисты выделяют его из-за его мудрости, владения тайным знанием, из-за того, что он был автором пийута «Эймат нораотеха». В упомянутых источниках нет никакого указания на то, что другие переселенцы присоединились к рабби Моше по его просьбе, как полагают некоторые исследователи. Мнение этих исследователей также основано на предположении, будто бы германский император, возвращаясь из Италии, по какой-то причине привез с собой некоторых членов семьи Калонимидов.
Подчеркнутая подробность, что «он был первым, кто вышел из Ломбардии» (так же у рабби Эльазара!) указывает на то, что вслед за ним и его группой прибыли другие переселенцы из той же местности. О таких переселенцах рабби Эльазар пишет: «И там расплодились… и приумножились весьма сильно». Переселенцев из Франции было больше, но их рабби Эльазар не упоминает, так как его главной темой является тайное учение, пришедшее, как он полагает, именно из Италии. С другой стороны, слово «первый» не следует понимать буквально. Трудно предположить, что в Ломбардской Италии (завоеванной Карлом Великим в 773–774 годах) в 9 веке не нашлось еврейских купцов, которые пожелали бы поселиться в Германии. И это – при многочисленности еврейских купцов и их роли в торговле между Италией, Германией и Францией (как позднее будут называться эти земли). Записи об этом можно найти в основном в архивах Каролингских императоров85. Возможно, речь идет о том, что рабби Моше был первым из еврейских мудрецов Италии, переселившихся в Германию.