Мистический смысл тайн молитвы

Насколько мы можем судить о нем по трактату «Тайны молитвы», комментарий к тексту молитв, созданный рабби Йеудой Хасидом, отражает характерную черту хасидского учения, с которой мы уже познакомились при рассмотрении учения хасидов о предопределении: наделение повседневной религиозной жизни мистическим смыслом. В хасидской доктрине предопределения мистический смысл придается повседневной борьбе с искушениями, стойкости в испытаниях и соблюдению заповедей наперекор судьбе, предначертанной Богом и осуществляемой воинствами ангелов. В учении о тайнах молитвы мистический смысл придается традиционному тексту повседневной молитвы. Есть еще одна значимая параллель между учением о провидении и учением о молитве: в обоих случаях хасидский подход не только обосновывает нормативную практику, но и выдвигает дополнительное требование исключительной точности и скрупулезности в следовании ей. Единственный способ преодолеть дурное побуждение и ангелов-искусителей – это полное, бескомпромиссное соблюдение галахи и морального долга, вплоть до мельчайших деталей, воздержание от малейшего нарушения. То же самое в молитве: единственный способ приобщиться к заложенной в ней числовой гармонии – это воздержание от малейших изменений в тексте, соблюдение неприкосновенности каждой буквы и черточки в нем.

Подведем итоги. Эзотерическая теология германских хасидов питается из древней эзотерической традиции, а также из мистически окрашенных учений некоторых еврейских философов, в том числе Саадии Гаона и Авраама ибн Эзры. Теологическая доктрина хасидов развивалась в острой полемике с антропоморфизмом. В ходе этой полемики хасиды сформулировали учение о трансцендентности Бога и объяснили антропоморфные описания, содержащиеся в традиционных источниках, с помощью понятия Славы Божьей. В то время как в центральных кругах германского хасидизма антропоморфные явления приписывались Славе, в так называемом кружке «Особого Херувима» аналогичную роль играл херувим, эманированный из огня Шехины. Мистическая составляющая хасидского учения включала объяснение вопросов ангелологии, Провидения и свободы выбора, а также тайны священных Имен, сокровенно присутствующих в молитве и Писании.

В истории еврейской мысли, как и в истории других религий, принято связывать мистику с поиском новых путей, с радикализмом и революционным подходом к традиционным религиозным нормам, с отрицанием конформизма и стремлением к духовному пробуждению. И действительно, подобные стремления нередко сопутствуют мистическому пробуждению в рамках той или иной религии. Однако в случае германского хасидизма дело обстоит противоположным образом. Пробуждение, которое он принес, было нацелено на укрепление устоев существующей традиции, посредством нового – смелого и свежего – обоснования старых императивов. И в учении о предопределении, и в учении о молитве рабби Йеуда Хасид предстает перед нами выразителем нового образа мыслей, нового религиозного мироощущения. Тем не менее, выводы, к которым приходит его новая, быть может, революционно новая религиозная мысль, всецело консервативны.

1 Примеры такого рода указаний приводятся в 7 части, глава 7.3. в этом курсе.

2 Книга хасидов, §§ 5 и 6.

3 См. в особенности 9 часть курса, 9.2.2.4.

4 Например, комментарий к молитвам рабби Эльазара из Вормса (Оксфордский магускрипт 1204) и другие источники, сохранившиеся в рукописи.

5 Несмотря на то, что на протяжении этого времени достаточно подробно обсуждались определенные темы, связанные с молитвой: время, подобающее для молитвы, молитвенные формулы, законы, связанные с молитвой, и тому подобное.

6 Исх 1:1-6:1.

7 «Большая десть» («кунтрес») в данном контексте, это, по-видимому, тетрадь большого формата, образованная последовательным сгибанием (фальцовкой) листов бумаги.

8 Следует иметь в виду, что слово «таут» (заблуждение) в средневековом иврите (в отличие от современного) не означало простой ошибки, совершенной по незнанию. Это слово скорее подразумевало ложную веру. Так, например, мы сталкиваемся с выражением: «Мухаммед, заблуждение измаильтян».

9 Проклятие изгнанием – тягчайшее проклятие; в кровавые времена крестовых походов изгнание было почти равнозначно уничтожению.

10 Этот спор был частью широкой дискуссии по поводу текста молитвы, которая продолжалась на протяжении нескольких поколений и, в конечном счете, привела к формированию, по крайней мере, двух основных нусахов(вариантов литургии, молитвенных обрядов): сефардского (испанского) и ашкеназского (германского). В рамках каждого из этих молитвенных обрядов, в свою очередь, существовало несколько разновидностей.

Наши рекомендации