Деятельность ангелов по осуществлению провидения
Среди всех дошедших до нас хасидских текстов Книга ангелов рабби Йеуды Хасида, впервые опубликованная по рукописи1 в журнале Да’ат (Знание, ивр.) за 1978-1979, содержит самое подробное описание действий ангелов, осуществляющих предначертания Божественного промысла. Основные идеи этого текста содержатся уже в рассмотренных выше пассажах Книги хасидов2, однако здесь они излагаются более подробно и, главное, к ним добавляется элемент, который указывает на выход из тупика, в котором, как мы видели ранее, оказалась хасидская мысль.
Книга ангелов начинается с длинного толкования, посвященного значению слова «хасид» (благочестивый) в Псалмах. Автор перечисляет 40 мест в Книге Псалмов, где встречается это слово и толкует это число как намек на 40 ангелов, постоянно сопровождающих благочестивого человека и заботящихся о нем. Йеуда Хасид пишет далее:
Все сорок дней, предшествующих образованию зародыша, ангелы провозглашают: «Дочь такого-то суждена такому-то, такое-то имущество – такому-то». И все, что произойдет с ним, и всякий приговор, к добру или к злу – все предрешено тогда.
(Книга ангелов рабби Йеуды Хасида, Оксфордский манускрипт 1567, листы 32б-33а, печатается по рукописи, опубликованной в: Да’ат, Бар-Иланский Университет, т. 2/3 (1978/1979), с. 106.)
Рабби Йеуда продолжает свои рассуждения, связывая тему ангелов, сопровождающих человека, с темой предопределения:
Святой, благословен Он, посылает к каждому человеку, и дает ему ангелов в соответствии с его помыслами, как сказано: «ожесточилось сердце фараона» (Исх 7:14) и «ибо Я отягчил сердце его» (Исх 10:1) – придал ему ангела, который отяжелил движение сердца в соответствии с помыслами его. И Он посылает ангелов праведным и нечестивым – все в соответствии с их помыслами… и человек наказывается за помыслы своих искусителей как за помыслы собственного сердца, потому что Святой, благословен Он, отдал дурное побуждение человека в его власть, как сказано: «но ты господствуй над ним» (Быт 4:7).
И когда Святой, благословен Он, испытывает человека, он дает ему дурное побуждение, чтобы испытать, победит ли он своего искусителя. И Давид был наказан после того, как подвергся испытанию через Бат-Шеву, и Езекия через посланцев царя вавилонского❋О Давиде и Бат-Шеве см. 2 Сам 11; о прибытии вавилонских посланцев ко двору царя Езекии см. 2 Цар 20:12-18 и Ис 39.. И главная награда исполняющему заповеди дается за то, что он преодолевает свое побуждение, когда оно противится исполнению заповеди, или за то, что он не грешит, в то время как дурное побуждение нападает на него.
(Книга ангелов, сс. 106-107.)
❒ Вопрос 18
Можно ли, на основании приведенного пассажа из Книги ангелов, сделать вывод, что ожесточение сердца фараона было своего рода испытанием, ниспосланным ему? ❑
Концепция, которую излагает здесь рабби Йеуда Хасид, основана на принципе предопределения: за 40 дней до образования человеческого зародыша судьба человека уже предначертана. Кем будет его невеста, чем он будет владеть и тому подобное – все это определено задолго до появления человека на свет. Более того, приговор, выносимый до его рождения, предрешает все доброе и все дурное, что случится с человеком, и даже все то, что совершит он сам. Следовательно, автор описывает здесь картину всеобъемлющего предопределения, которая неизбежно сталкивается с вопросом о понятии свободы выбора и справедливости воздаяния. И действительно, рабби Йеуда Хасид без промедления переходит к обсуждению этой темы, следуя тем же путем, что и его отец, рабби Шмуэль Хасид. Он утверждает, что произносимый над человеком приговор не произволен, ибо Бог «дает ему ангелов в соответствии с его помыслами». Ангелы подталкивают человека к осуществлению его намерений и желаний. Здесь выражен принцип, который получает дальнейшее развитие, как в настоящем тексте, так и в других сочинениях рабби Йеуды: Божественное предопределение приводится в исполнение ангелами, которые направляют мысли и намерения человека. В некоторых местах рабби Йеуда пишет, что ангелы нашептывают человеку свои советы в тот момент, когда он не может отличить свои собственные мысли от тех, что внушаются ему извне, например, когда он находится в полусонном состоянии. Во всяком случае, те 40 ангелов, которые сопровождают человека, направляют его мысли и поступки и делают это в соответствии с тем, что было предопределено ему еще до рождения.
Как мы видели, ангелы реализуют предопределение в соответствии со склонностями человека: «все зависит от сердца». Назвав ангелов, которые подталкивают человека к совершению греха, «искусителями», рабби Йеуда Хасид добавляет, что «человек наказывается за помыслы своих искусителей как за помыслы собственного сердца». Искусители оформляют и усиливают склонности, гнездящиеся в сердце, а человек несет ответственность за то, что он совершает под их влиянием, в той же степени как и за то, что совершает по собственной инициативе, поскольку и то, и другое берет свое начало от одного и того же источника.
Этот принцип иллюстрируется примером фараона, который удерживал в рабстве сынов Израиля, поскольку «ожесточилось сердце фараона». Однако его сердце ожесточилось не само по себе, а оттого, что Бог, зная его склонности и намерения, ожесточил его. Всевышний подверг фараона искушению, послав к нему ангелов, которые побуждали его совершить зло, к которому он сам склонялся. С ожесточения фараонова сердца по сути дела уже начинается наказание, которое фараон заслужил своими прошлыми деяниями. На начальном этапе он наказывается искушением, подталкивающим его к совершению дополнительных грехов, а позднее он получает реальную кару как за то, что совершил по собственному почину, так и за то, к чему подтолкнули его ангелы-искусители.
❒ Вопрос 19
Сравните мнения классических еврейских комментаторов Пятикнижия, толкующих библейские стихи Книги Исход, в которых говорится об ожесточении сердца фараона, с объяснениями, предлагаемыми здесь. ❑
Эти рассуждения рабби Йеуды остаются в рамках, заданных Шмуэлем Хасидом в цитированном ранее отрывке (§ 14 Книги хасидов). Во-первых, рабби Йеуда признает существование предопределения, которое охватывает все дела и мысли человека и которое приводится в исполнение ангелами, которые человека постоянно сопровождают. Во-вторых, это предопределение основывается на склонностях самого человека, и, следовательно, сам человек управляет им; по сути дела. Божественный приговор человеку есть реализация его собственных внутренних склонностей. В-третьих, внутреннее, автономное ядро личности человека есть не что иное, как его душа, которая дается ему в момент рождения, и которую он, конечно же, не выбирает сам. Таким образом, мы снова приходим к вопросу: какое место остается для религиозной свободы выбора?
ВЛАДЫКА СВОИХ СКЛОННОСТЕЙ
В рассуждениях Шмуэля Хасида (в §14 Книги хасидов) нам встретилась фраза, значение которой в контексте пассажа осталось невыясненным: «ведь если не пожелает человек – то не станет разглядывать женщин». Как мы видели, в Книге ангелов Йеуда Хасид в значительной степени продолжает и развивает мысли, высказанные его отцом. В цитате, приведенной из Книги ангелов, содержится высказывание, которое может пролить свет на эту фразу: «и человек наказывается за помыслы своих искусителей как за помыслы собственного сердца, потому что Святой, благословен Он, отдал дурное побуждение человека в его власть, как сказано: “но ты господствуй над ним” (Быт 4:7)». Рабби Йеуда утверждает далее: «И когда Святой, благословен Он, испытывает человека, он дает ему дурное побуждение, чтобы испытать, победит ли он своего искусителя». В подтверждение своих слов он приводит два библейских примера: история Давида и Бат-Шевы и история Езекии и посланцев вавилонского царя. Что имеет в виду рабби Йеуда?
Из приведенного текста, как и из параллельных мест других хасидских источников, вырисовывается довольно неожиданная концепция. Как и другие хасидские мыслители, рабби Йеуда не считал приговор, во исполнение которого человеку посылаются искусители, неотвратимым. Дурное побуждение, которое, согласно нашему тексту, дает человеку Бог, сближается здесь с «помыслами искусителей». Дурное побуждение дается человеку в качестве вызова, на который он должен дать достойный ответ; то же самое относится и к «мыслям соблазнителей». Все это относится к ситуации, заданной начальной фразой пассажа: «И когда Святой, благословен Он, испытывает человека». Выходит, что хасидские мыслители рассматривали предопределение как испытание, которому Бог подвергает человека. Испытание по своей природе трудно и тяжко, но человек может выдержать его и выйти из него победителем.
В рамках такой интерпретации Божья воля приобретает парадоксальный характер: в чем состоит Божье повеление? Является ли предопределение, осуществляемое ангелами, истинной волей Бога, или же отказ подчиниться предопределению, противостояние ему, стремление человека выдержать испытание и победить дурное побуждение – в этом и состоит исполнение Его воли? Описанная здесь теологическая концепция приводит нас к парадоксальному выводу: религиозный долг человека – нарушить Божий приговор, привести к тому, чтобы все, что Бог повелел, все, что возложил Он на ангелов, не исполнилось и не стало реальностью. Иными словами, человек должен быть праведным даже вопреки предопределению. Фараон, к примеру, не должен был подчиняться решению Бога, Который ожесточил его сердце, Давид не должен был поддаваться соблазну, которому он по воле Божьей подвергся из-за Бат Шевы. Человек создан для того, чтобы противостоять судьбе и побеждать свое дурное побуждение. Вопреки врожденной склонности к злу, вопреки нашептываниям ангелов-искусителей, внушающих ему греховные помыслы, человек должен делать угодное в очах Бога, хранить Божьи заповеди, избегать греха и идти дорогой праведности.
Таким образом, Божье предопределение во всех его многообразных аспектах есть не что иное, как всестороннее испытание, которому Бог подвергает человека, ожидая от него, что он сможет выстоять и не подчиниться судьбе. Когда ангелы, сопровождающие человека, подталкивают его к совершению греха, задача человека – пересилить соблазнителей и не покориться им, несмотря на то, что те действуют по воле Бога. Речь идет не только об ангелах: хасиды верили в астрологию и уделяли ей значительное место в своих писаниях. Звезды и планеты отражают Божественное предопределение и поэтому по ним можно узнать грядущую судьбу человека. Однако если религиозный долг человека состоит в том, чтобы преодолеть свою предопределенную судьбу, то это означает также, что Бог ожидает от человека, что тот нарушит предначертания звезд и будет следовать путями праведности вне зависимости от того, о чем вещают звезды.
Сопоставление рассмотренной здесь концепции с тем, что говорилось ранее о центральной роли испытания в этической доктрине хасидов3, должно, как представляется, убедить нас во внутреннем единстве хасидской мысли в этом вопросе. Приведем теперь рассуждение, с которого начинает рабби Йеуда свое толкование сорокакратного упоминания слова «хасид» в библейской книге Псалмов.
Это учит нас о том, что всякий, исполняющий Тору, передача которой длилась 40 дней❋Имеется в виду сорокадневный период, проведенный Моисеем на вершине горы Синай. Согласно подсчетам мидраша, сорокадневное пребывание на вершине горы имело место троекратно. Прим. науч. ред., называется хасидом. И все 40 ангелов становятся его спутниками, и он сам достоин быть ангелом. Ибо все горние существа были созданы, чтобы служить Ему, ведь у них нет дурного побуждения, а дольние были созданы и с дурным, и с благим началом. Ибо сказал Он: если Я наделю дольних только благим началом, то какая в них будет нужда? Ведь уже есть у Меня горние, в которых нет дурного побуждения и которые служат Мне. Но создам я их и с дурным, и с благим началом. А если увижу Я, что люди уподобляются делами своими не скотам, а горним созданиям, то я приближу их к Себе более, чем горних, и прикажу ангелам Моим служить им.
(Книга ангелов, с. 106.)
Итак, человеческое существование без дурного побуждения лишено цели. У Бога есть достаточно ангелов, движимых только благим побуждением, и у Него нет нужды в еще одном создании того же рода. Человек наделен дурным побуждением и его предназначение в этом мире – проявлять твердость в испытаниях и побеждать искушения. Если ему удается это, он получает преимущество над ангелами, у которых есть только побуждение к добру и которым неведомо искушение. Победа над искушением, верность Богу, преодолевающая величайшие трудности, которые воздвигает перед своим созданием Сам Бог – таково предназначение человека, и, следовательно, предназначение всего мирового целого.
Испытание как ситуация, выявляющая истинное достоинство человека, играет, таким образом, центральную роль, как в теологии, так и в этике германских хасидов.
❒ Вопрос 20
Перечитайте главу, посвященную значению испытания в этике германских хасидов (часть 5, глава 5.3 в нашем курсе), и определите в свете этого роль заповедей в их отношении к дурному побуждению. ❑
Германские хасиды сформировали своеобразное понимание свободы выбора: она состоит в том, что человек выбирает веление Бога, выраженное в Торе, преодолевая другое веление Бога, проявляющееся в импульсах дурного побуждения и нашептываниях ангелов-искусителей, ниспосланных Богом и проникающих в его сознание. Человек должен выстоять под тяжким бременем испытания, возложенного на него Богом. Эта концепция ставит человека перед постоянным выбором между путем греха, легким и удобным, путем, на который увлекают человека его собственные склонности, судьба (небесный приговор) и даже влияния светил, и трудным путем добродетели, который связан с преодолением всех этих влияний. Только преодоление трудностей заслуживает воздаяния, которое отмеривается по страданиям и тяготам, перенесенным человеком. Эта концепция предполагает отказ от представления о том, что Божье управление миром благодетельно и милосердно. В страшном горниле испытания, которым является наш мир, нет места для законов милосердия и благодати, но лишь для законов, несущих тяготы и страдания.
Любая философская доктрина связана с выбором между альтернативами, с утверждением одних принципов и отказом от других. Так доктрина германских хасидов представляет собой разительный контраст учению средневековых философов-рационалистов, которые видели в законах сущего, в природе, обществе, в человеке и его душе проявление Божественной доброты. Согласно учению хасидов, земной мир – не место Божьей благости. Господствующая реальность этого мира – это уготованные человеку оковы предопределения и горнило испытаний, которое он должен пройти. Бог справедлив и по справедливости вознаграждает тех, кто служит ему, но Его доброта и милосердие не проявляются в этом мире.
МЕХАНИЗМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ
Мы завершим наше обсуждение хасидской доктрины о Провидении и предопределении, приведя несколько пассажей из Книги ангелов, в которых рабби Йеуда Хасид дает конкретное описание путей воздействия Божественного Провидения на человека.
Иногда выносится приговор человеку, и если он достоин, то это служит его благу. И Святой, благословен Он, посылает ангела, и тот входит в помыслы людских сердец, чтобы направлять их. Например, было суждено человеку умереть насильственной смертью, чтобы другие люди отняли у него жизнь. Тогда, если человек достоин, Святой, Благословен Он, поворачивает события, посылая в сердца неких людей ангела, соблазняющего их, чтобы они убили того человека за какую-либо заповедь или дело добродетели. И делается так для того, чтобы смерть во имя Небес была заслугой для убитого, и чтобы вдвойне был наказан убийца, который заслужил того, чтобы именно им был убит тот человек, принявший смерть ради освящения Имени. Так было с рабби Хананией бен Терадионом, которому была суждена смерть от огня за то, что он произнес Имя по буквам❋См. Вавилонский Талмуд, Авода Зара 17б-18а.. И он удостоился, что из-за Торы, которая названа «Огнем закона» (Втор 33:2), он был сожжен вместе со свитком Торы… Таковы и все, кто погиб ради освящения Имени: им была суждена смерть за легкие прегрешения, но они удостоились того, что Святой, благословен Он, послал ангела, и ангел направил человеческие мысли так, чтобы они погибли во имя Небес.
(Книга ангелов, сс. 107-108.)
❒ Вопрос 21
В приведенном пассаже говорится о том, что человек может быть достоин или осужден. В каком смысле могут употребляться здесь эти понятия? ❑
Механизм, описанный вКниге ангелов, в значительной степени основан на теологической концепции, сформулированной Саадией Гаоном в Книге Верований и мнений4: на этом свете человек получает воздаяние только за малую долю своих добрых дел или грехов; основная часть награды или наказания ожидает его в грядущем мире. Такое представление позволяет решить сложную проблему, возникающую в связи со страданиями праведников: праведник, как и любой другой человек на свете, не может быть полностью свободен от грехов; он должен страдать в этом мире, чтобы войти в мир грядущий полностью очищенным и оправданным. Аналогичным образом, грешник, имеющий немного заслуг, получает награду за них в этом мире, а наказание за свои многочисленные грехи – в мире грядущем. В духе этого принципа рассуждает рабби Йеуда в приведенном выше тексте: мученик страдает и гибнет, освящая Имя, чтобы через самопожертвование полностью очиститься от греха и войти святым и совершенным в жизнь грядущего мира. С другой стороны, его убийцы совершают великий грех, к которому они были приговорены за злодеяния, совершенные ими в прошлом; тем самым они исполняют меру своей вины, за которую им предстоит расплатиться в грядущем мире.
Иллюстрация 5
«Бог превознесшийся». Увеличенная и иллюминированная заглавная буква – черта, характерная для европейских манускриптов. Ашкеназийская рукопись испытала влияние готического стиля письма, распространенного в Средние века в Европе. Титульный лист из Штутгартского махзора, Германия, 13 век. Библиотека Виттембергской Республики, Штутгарт, Cod. Or. Folio 42, с. 15.
Этот пример показывает, как рабби Йеуда видит механизм, осуществляющий Провидение. Сонмы ангелов стоят наготове, чтобы направлять и поворачивать ход событий в соответствии с Божьим приговором. Заслуги и вина отдельных людей тщательно взвешиваются, в то время как механизм Провидения определяет их сочетание – кто должен быть убит и кто должен быть убийцей, кто своими добрыми делами заслужил одного, кто своими грехами – другого. Ангелы осуществляют предначертания промысла, влияя на мысли людей; людям же кажется, что они действуют по своей воле, тогда как на самом деле они являются орудиями Провидения, выполняя приказы, которые им нашептывают ангелы.
В том же духе объясняет рабби Йеуда и осуществление браков, предопределенных на небесах.
Иногда Святой, благословен Он, посылает ангелов ради этого. Ведь бывает, что предопределено, например, что Лия суждена Иакову, но появляется другой человек, скажем, Реувен, и она ожидает его. Тогда Святой, благословен Он, посылает ангела, который склоняет его сердце к другой, и так направляет события до тех пор, пока не подрастет Иаков, и точно также Он направляет события к тому, чтобы и Реувен взял ту, что суждена ему. И получается, что Лия вынуждена выйти замуж за Иакова, поскольку не в состоянии она найти никого лучшего, кто подходил бы ей. Для этого и посылает Святой, благословен Он, ангелов, чтобы склонять сердца – этого – к той, а той – к другому.
(Книга ангелов, с. 108.)
Таким образом, механизм Провидения действует и в сфере, не связанной напрямую с религиозным выбором. Ангелы трудятся, создавая условия для брака между людьми, которым еще до рождения суждено было стать супругами. В тех случаях, когда осуществлению этого препятствуют различия в возрасте или склонности сердца, Всевышний посылает ангелов, которые влияют на ситуацию так, что предназначенный брак становится неизбежным. Рабби Йеуда приводит множество примеров подобного рода в Книге ангелов и в других своих сочинениях.
❒ Вопрос 22
Не свидетельствует ли приведенное выше описание того, как осуществляются браки, заключенные на небесах, о некой, так сказать, близорукости Господа, Который не скоординировал появление на свет предназначенных друг для друга супругов и не создал условий для того, чтобы их соединению ничто не препятствовало? ❑
Подведем итоги. Германские хасиды описывают сложный, постоянно действующий механизм, который реализует в мире Божественные предначертания, касающиеся жизни каждого индивида как во всех материальных, так и во всех духовных ее аспектах. Религиозно-этические выводы из этой концепции совпадают с тем, чему учит моральная доктрина хасидов: предназначение человека в этом мире – выдержать испытание, которому подвергает его Бог, испытание, в котором человек сталкивается с силами своей предопределенной судьбы. Он должен превозмочь силы, влекущие его к греху, пусть даже эти силы имеют ангельское или Божественное происхождение, должен жить праведной и благочестивой жизнью несмотря на трудности, которые Сам Бог воздвигает перед ним.
Следует отметить слабое место этой доктрины, из-за которого она не получила широкого распространения несмотря на свою заманчивую простоту. Если принять эту доктрину целиком, то необходимо признать, что всякий человек, благоденствующий в этом мире, обязательно грешник. Только тот, кто страдает, может быть праведником. Среди христиан существовали сообщества и течения, усвоившие подобную точку зрения и принявшие на себя жизнь, полную лишений и страданий. В иудаизме такой образ мыслей не нашел себе широкой поддержки. Превращение талмудических образов «праведника, который страдает» и «грешника, который благоденствует» в максимы «праведник – тот, кто страдает» и «грешник – тот, кто благоденствует» было слишком радикальным и неприемлемым для многих еврейских мыслителей шагом.
Таким образом, в вопросах награды и наказания, добродетели и греха германские хасиды занимали радикальные, крайние позиции, ставившие их особняком в истории еврейской мысли.
1 Оксфордский манускрипт1567.
2 См. 12.1.1 и 12.1.2 выше.
3 См. часть 5, параграф 5.3.2.
4 Эта концепция Саадии Гаона, в свою очередь, основана на некоторых изречениях талмудических мудрецов.
МОЛИТВА