Тайна тайн рабби эльханана бен йакара
УЧЕНИЕ О ТВОРЕНИИ
Рабби Эльханан бен Йакар – один из самых ранних и наиболее известных еврейских мыслителей, действовавших в средневековой Англии1. Книга Тайна тайн, написанная им в первой половине 13 века (возможно, в Англии), представляет собой систематический комментарий к Книге Творения, основанный на источниках, связанных с кружком «Особого Херувима» и традициями Йонатана бен Узиэля и пророка Иеремии2.
Эльханан бен Йакар начинает свое сочинение Тайна Тайн3❋В некоторых источниках сочинение называется «Основа основ» (оба варианта заглавия близки по написанию и по звучанию на иврите). В дополнение к манускрипту JTS № 838, указанному Даном (по современной нумерации MS 8118), существует более ранняя (14 в.) и местами более достоверная рукопись (MS 1878 из того же собрания). На полях и между строк этого манускрипта имеются поправки, сделанные в позднее время на основании рукописи, близкой к №1878. Наш перевод учитывает варианты обеих рукописей. Еще один манускрипт (Paris – Bibliothèque Nationale heb. 815) содержит свободный пересказ того же сочинения и не обладает большой ценностью для выяснения текста. торжественным вступлением, содержащим акростих его имени:
Бог живой, грозный, возвеличенный в драгоценной обители, Он наставит нас в корне сущего, дабы возвестить сынам человеческим славу великолепия царственности Его и дела могущества и силы Его.
(Печатается по изданию в: Йосеф Дан,Теологические тексты германских хасидов (ивр.), Еврейский университет в Иерусалиме, Факультет еврейской литературы, Иерусалим, 5737, с. 1.)
Сразу же вслед за этим рабби Эльханан обращается к описанию творения, принимая за исходную точку своих рассуждений Имена Бога, в которых, по убеждению автора, сосредоточена Его творящая сила
«Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс 34:12). Вглядитесь и смотрите, и обратите сердце на это: во всем повествовании о сотворении мира, вплоть до конца рассказа о субботе, при описании творящих деяний вы встретите только Имя Бог (Элоим) или дух Божий. С другой стороны, в повторном, более подробном изложении событий начальной истории, которое учитель наш Моисей (мир ему!) начинает словами: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их» (Быт 2:4) и доводит до изгнания Адама из райского сада, всякий раз пишется «Господь Бог». В рассказе же о жене и змее, о том, как спорили они в канун субботы, ты встречаешь Имя Элоим. А после изгнания из Сада, там, где говорится о суде, ты встретишь Имя Элоим, а там, где говорится о милости – Имя Господь.
(Там же.)
Приведенный пассаж содержит формулировку проблемы, которая занимала внимание бесчисленных комментаторов и исследователей Библии с древности и до наших дней: каков смысл использования различных Имен Божиих в библейском тексте? Является ли их выбор произвольным, поскольку все Имена – и Элоим(Бог), и Тетраграмматон❋Буквы йод, эй, вав, эй. В тексте курса на иврите используется субститут эй, вав, йод, эй (читаемый как «Авайя»), который получается из исходного Имени с помощью перестановки букв., иАдонай (Господь) означают одно и то же, или же выбор Имен в любом контексте несет в себе определенный исторический или теологический смысл?
Иллюстрация 1
Комментарий рабби Эльханана бен Йакара к Книге Творения, последний лист, Манускрипт № 4, Hessische Landesbibliothek,г. Фулда (Германия).
В последних поколениях большую известность приобрела концепция Юлиуса Вельхаузена, крупнейшего представителя библейской критики, придавшего завершенный вид так называемой гипотезе источников или документарной теории. Согласно этой теории, употребление в Торе (Пятикнижии) различных Имен Бога свидетельствует о том, что ее текст скомпонован из нескольких источников, различающихся по времени и религиозно-идеологической направленности. Многие исследователи Библии говорят, например, об источнике E, в котором Бог именуетсяЭлоим, и об источнике J, использующем в качестве Имени Божия Тетраграмматон (йод, эй, вав, эй).
Тот факт, что в библейском тексте употребляется несколько различных Имен Божиих, издревле привлекал внимание комментаторов. Уже в Талмуде было предложено теологическое объяснение этого феномена. Имя Элоим появляется, когда речь идет о действиях Бога в качестве Судии, когда Он применяет, по выражению Талмуда, Свою «меру суда», а Тетраграмматон – когда Бог проявляет милосердие, применяет «меру милости». Многие – хотя и не все – библейские стихи могут быть удовлетворительно истолкованы с помощью этого принципа. Рабби Эльханан упоминает это толкование мудрецов в ходе описания процесса создания мира, однако не следует ему, выдвигая другую концепцию, которая не противоречит талмудическому принципу напрямую, но при этом привлекает новые понятия и придает новые акценты библейскому тексту.
Обращение к Именам Божиим в попытке познать тайну творения продиктовано общепринятым среди средневековых мистиков убеждением в том, что исток творения скрывается в языке, буквах, словах и именах. Понимание структуры и порядка библейских стихов, повествующих о творении, дает ключ к постижению его тайны. Сторонники мистической теологии полагали, что реальный процесс сотворения мира и повествование Торы о нем связаны неразрывной сущностной связью. Писание не просто описывает творение постфактум – оно заключает в себе самую его возможность. Ведь мир сотворен теми самыми речениями Бога, которые запечатлены на страницах Книги Бытия, теми силами, которые сокровенно пребывают в ее словах и буквах. Все эти концепции развертываются в сочинении Эльханана бен Йакара в ходе детального описания процесса творения. Однако прежде, чем перейти к такому описанию, авторТайны тайн касается этапов творения, предшествующих возникновению материального мира, этапов, без знания о которых невозможно уразуметь творение в целом.
Вот, пред тобой истолкование этой вещи, бывшее сокрытым доныне. Дух Бога живого, благословен Он, благословенно Имя Его и благословен престол царственности Его вовек в устах творений Его, прежде всех дел Он эманировал и создал Свою Славу, и для Славы – славный престол Свой, вместе со Святыми живыми, и Офанимами, то есть колесами, с Херувимами и Серафимами. Свою Славу Он эманировал и создал из сияния света огня Своего, прочих же служителей, а также светила – из огня, созданного из воды, дабы не уравнять Свою Славу со славой их.
(Там же.)
Из приведенного пассажа следует, что сотворению мира предшествовали два этапа: первый – эманация Славы «из сияния света огня» Создателя, второй – создание мира Колесницы, то есть ангелов и колес, которые были созданы «из огня, созданного из воды». Оба этих мира предшествуют сотворению неба и земли, и субстанцией обоих является огонь, хотя и различной природы.
Книга Творения оказала решающее влияние на взгляды рабби Эльханана; некоторые из его сочинений, и, в частности Тайну тайн, можно рассматривать как комментарий к ней. Два момента в приведенном фрагменте напоминают об этом.
• Выражение «Дух Бога живого» как обозначение Творца мира: то же самое выражение использует автор Книги Творения по отношению к Высшему Богу и к первой из 10 сефирот.
• Противопоставление «огня Его», из которого создана Слава, «огню, созданному из воды», который дал начало другим сущностям, основано на том же источнике. Согласно Книге Творения, первая из 10 сефирот – Дух Бога живого, вторая – дух (ветер, воздух)❋Слово руах, использованное в оригинале, имеет несколько значений, в том числе дух, ветер и воздух – один из первоэлементов мироздания, стихий., происходящий из Духа, третья – вода, образовавшаяся из воздуха, четвертая – огонь, происходящий из воды4. Таким образом, рабби Эльханан утверждает, что огонь, из которого сотворены силы Колесницы, сродни стихийному огню, одному из первоэлементов, лежащих в основе материального мира, в то время как Слава была эманирована из высшего, надмирного огня, который есть сияние Самого Бога.
❒ Вопрос 3
Перечитайте параграфы 10.2.1 и 10.2.4 в 10 части нашего курса и сравните содержащееся там описание эманации Особого Херувима с тем, что говорит рабби Эльханан об эманации Славы. Существует ли сходство между двумя концепциями, и если да, то в чем оно выражается? ❑
Следует отметить еще один момент в описании миров Колесницы у Эльханана бен Йакара. Автор Тайны тайн отождествляет Офанимов (колеса из видения Иезекииля, см. Иез 1) с небесными сферами. Согласно античным и средневековым астрономическим представлениям, Земля находится в центре нескольких вложенных друг в друга прозрачных, невидимых сфер, эти сферы несут в себе все небесные тела и удерживают их на орбитах. Видимое движение звезд и планет объяснялось вращением этих сфер вокруг Земли. Сфер насчитывалось не менее 8 – по одной для Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны и еще одной – для всех неподвижных звезд. Создание самих светил рабби Эльханан относит к более позднему этапу творения, к созданию материального мира. На раннем этапе, описанием которого он занимается в приведенном фрагменте, были созданы только невидимые сферы, в которых на четвертый день творения были укреплены звезды.
❒ Вопрос 4
На чем держится земной шар в пространстве, согласно средневековым астрономическим представлениям? Существует ли особая сфера, которая несет его? ❑
Излагая свое учение о творении, автор Тайны тайн не прибегает к логической аргументации и не ссылается на результаты научных исследований. Он выступает как посвященный в тайну, как носитель древней традиции, доступной лишь немногим избранным – до тех пор, пока он не решил записать ее: «Вот, пред тобой истолкование этой вещи, бывшее сокрытым доныне».
СЛАВА ГОСПОДНЯ И ТВОРЕНИЕ
Описывая этапы, предшествующие сотворению материального мира, рабби Эльханан далее пишет:
И, эманировав Славу, Он нарек ее Именем Йод-эй-вав-эй и написал на венце Славы «С Йод-эй-вав-эй», подобно тому, как на челе [Аарона]❋Добавлено по рукописи Теологической семинарии (Нью-Йорк), JTS № 1878 (838), 98а. – «святыня для Господа». (Предлог) «с» означает: Она с Ним и с Его Шехиной, Он есть Слава Его и Его Слава есть Он, Царь, единый во вселенной. Благословенно Имя Славы Царства Его во веки веков.
(Там же.)
❒ Вопрос 5
Что означает выражение: «на челе – “святыня для Господа”»? Можете ли вы указать на библейский текст, послуживший источником этого описания? При ответе вы можете воспользоваться библейской конкорданцией (симфонией). ❑
Приведенный пассаж дает ясное представление о том, что имел в виду Эльханан бен Йакар и другие авторы его круга, писавшие об эманации. Рабби Эльханан часто употребляет вместе глаголы, обозначающие эманацию и творение («эманировал и сотворил»), так что может создаться впечатление, будто он не различает эти два понятия. Иными словами, у него нет представления об эманации как о процессе порождения одной духовной сущности из другой, при котором источник и его порождение едины по сущности и отделимы друг от друга лишь благодаря тонким иерархическим различиям. В отличие от высшей, предвечной и вневременной Божественной сущности, – Духа Бога живого, Слава существует во временном измерении: она эманирована на первом этапе того процесса, который завершился созданием материального мира. Бог эманировал Славу из Самого Себя и наделил ее Своим Именем65 – Тетраграмматоном, начертав его на короне Славы. Чтобы подчеркнуть сущностную тождественность высшего Божества и Славы, автор использует формулу: «Он есть Слава Его и Его Слава есть Он». Совместное обладание Божьим Именем выражает это сущностное единство. Итак, первый этап возникновения нового бытия состоял в эманации Славы и наделении ее Именем Йод-эй-вав-эй6. Какова связь описанного этапа эманации с созданием мира? Ответ на этот вопрос дает следующий пассаж:
И Он скрепил печатью Имени Своей Славы деяния Начала. Первый день соответствует алефу (единице), второй – бету (двойке), третий – гимелу (тройке), четвертый – далету (четверке). Алеф-бет-гимел-далет дают в сумме йод (десять) – первую букву Имени. И тогда Он подвесил светила, даровав свет горним и дольним, – в тот день, когда завершил печать первой буквы Имени. Пятый день соответствует букве эй, шестой день – букве вав. Таким образом, Он наложил печать буквами йод-эй-вав, тремя простыми буквами, которые Он установил в Своем Имени. [И далее]❋Там же. Он дал намек на Свое Имя в начальных буквах слов: «…день шестой. И были закончены небеса (и земля…)»❋Быт 1:31-2:1. – половина Имени в творении земном, половина – творении небесном❋…Йом а-шиши. Ва-йехулу а-шамаим… первые буквы этих слов образуют Тетраграмматон, причем первые две буквы, йод и эй, принадлежат стиху, описывающему земное творение, а последние две буквы, вав и йод, – к словам, относящимся к творению неба. См. также прим. 10 в этой части курса.. И он наложил печать Престола своего намеком: Имя по гематрии равно каф-вав (26); вместе с буквой далет из слова эхад (один), последнего слова первого дня творения, буквами йод из второго, йод из третьего, йод из четвертого, йод из пятого и йод из шестого равно по гематрии слову Кес (Престол)❋Описание каждого из дней творения образует в масоретском тексте особый период, отделенный от последующего текста пробелом (парашá птухá, см. параграф 9.1.3, прим. xliii). Первый период заканчивается словом эхад, следующие пять – порядковыми числительными, заканчивающимися на йод. Таким образом, мы имеем: Йод-эй-вав-эй (26) + далет (4) + 5×йод (10) = каф (20) + самех (60).. А субботний день называется «единым», как сказано: «Дни были сотворены, и среди них единый – для Него»❋xiv Пс 139:16. Этот стих имеет различные прочтения в зависимости от того, как понимается выражение «ло эхад» – «ни единый»/«нет единого», согласно ктив (письменному тексту) или «единый для Него», согласно кри (традиционной форме чтения текста). Большинство переводов следуют ктив, а рукопись JTS № 1878 – кри, который лучше соответствует контексту.. И вот, Имя в полноте своей и Престол в полноте своей завершены были в субботний день. И так установили в молитве учителя наши (мир им!): «В день субботний Он возвысился и сел на престоле Славы Своей» – в день субботний Он завершил печать Имени и Престола, которую Он наложил на деяния Свои.
Алефом, который соответствует субботе, было завершено Имя алеф-эй-вав-йод, численное значение которого указывает на 22 буквы алфавита. Алеф-эй-вав-йод и Йод-эй-вав-эй – печать Творения; два Имени Йод-эй-вав-эй, которые суть 4 Имени Алеф-эй-вав-йод, соответствуют числу 22 букв.
Описывая 6 дней творения и рассуждая о значении субботы, рабби Эльханан развивает концепцию, согласно которой этапы создания суть одновременно этапы раскрытия Имени Божия. Назначение первых 4 дней творения – раскрытие первой буквы Тетраграмматона (йод) через соединение первых 4 чисел-букв (алеф, бет, гимель, далет), соответствующих этим дням, которые в сумме дают десятку – букву йод. После этого пятый день являет букву эй (5), шестой – вав. И, наконец, полное Имя появляется там, где идет речь о полноте творения при наступлении субботнего дня: первые буквы соответствующих слов складываются в Имя Йод-эй-вав-эй.
В начальных фразах Тайны тайн, обсуждавшихся в предыдущем параграфе, рабби Эльханан говорил о двух основных этапах, предшествовавших сотворению материального мира: об эманации Славы и о порождении Престола «из огня, созданного из воды». В настоящем пассаже, описывающем само творение, также говорится не только о Славе, присутствие которой в создаваемом мире раскрывается через печать Тетраграмматона, но о Престоле, имя которого также становится печатью, скрепляющей творение. Автор Тайны тайн получает числовое значение, соответствующее Каф-самех(Кес, Престол), путем сложения гематрии Тетраграмматона (26) с числовым значением последних букв 6 пассажей, описывающих 6 дней творения. Связь между Славой и Престолом проявляется также и в том, что соответствующие им имена не достигают завершения в ходе 6 дней творения. Неполно Имя Славы – Тетраграмматон7, неполно и Имя Престола8.
Источником этой концепции послужил для рабби Эльханана известный мидраш, толкующий стих: «Ибо, сказал он, рука на престоле (кес) Господа (йод-эй): брань у Господа против Амалика из рода в род» (17:16). Согласно толкованию мудрецов, Имя Бога и Его Престол остаются неполными все дни этого мира, до наступления мессианских времен, когда будет одержана окончательная победа над Амаликом. Эльханан бен Йакар не ссылается напрямую на этот мидраш, поскольку подвергает его глубокому переосмыслению. Неполная проявленность Божьего Имени связана у него не с событиями священной истории, а самим процессом творения. Согласно этой концепции особое значение и роль субботы состоит именно в том, что она раскрывает недостающую букву эй в Тетраграмматоне9 и букву алеф в Престоле10. Таким образом, к дням творения нужно причислить и субботу; за эти 7 дней в сотворенном мире раскрылись и скрепили его печатью полное Имя Йод-эй-вав-эй и Имя Престола – Имена, которые сокрыты в тексте Торы и обнаруживаются с помощью истолкования намеков, гематрий и акростихов. Все это позволяет понять, почему Слава и Престол должны предшествовать вселенной: они несут в себе те самые Имена, развертывание которых является движущей силой процесса творения.
Последние фразы цитированного фрагмента дополняют основную мысль автора о связи творения мира с раскрытием букв алфавита. Обладающее высочайшей святостью ИмяЭййе (алеф-эй-йод-эй,) – единственное из Имен Божиих, которое открыл Моисею Сам Бог, сказав: «Я – Эййе ашер Эййе»❋Ивр. имот крийа (лат. matres lectionis) – согласные, используемые в качестве указания на долгие гласные.. Это Имя содержит букву алеф, и, тем самым, в Имя Божие оказываются включены все «матери чтения»❋Исх 3:14. Букв. «Я буду, который буду». Эти слова, которые Бог произносит в ответ на вопрос: «А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?» (там же 3:13), стали предметом множества интерпретаций. Ср., напр., русские переводы: «Я Сущий, который пребудет» (Йосефон), «Я есмь Сущий» (синодальный перевод), «Я тот, кто Я есть» (Лёзов и Тищенко). Традиция рассматривает Эййе («буду») как особую форму Тетраграмматона, либо как особое Имя, связанное с Тетраграмматоном, но не тождественное ему. – алеф-эй-вав-йод❋Ивр. имот крийа (лат. matres lectionis) – согласные, используемые в качестве указания на долгие гласные.; его гематрия равна 22, поэтому оно указывает на раскрытие всех 22 букв алфавита11.
Нам не всегда понятны нумерологические выкладки рабби Эльханана, однако общий смысл и направленность его концепции ясны и не вызывают сомнений: материальный мир возник в результате описанного в книге Бытия процесса творения. Однако еще прежде мира были эманированы и созданы Слава и Престол, которые впоследствии стали печатью, скрепляющей творение. Творение, таким образом, предстает как процесс раскрытия Имени Славы, то есть Тетраграмматона, Престола и 22 букв алфавита.
ШЕХИНА И ПОЛНОТА ТВОРЕНИЯ
После того, как рабби Эльханан объяснил, каким образом суббота завершает процесс раскрытия Божьих сил в творении, он раскрывает смысл святого дня в плане внутренних соотношений в сфере Божественного.
И, создав мир высший и низший, Он осенил Славу Своей Шехиной, которая есть Дух Бога живого и жизнь миров. Это Дух Божий, паривший над лицом вод, о котором сказано: «И Дух Божий парил над лицом вод». Это свет, дух и душа Славы, нареченной именем Йод-эй-вав-эй, как сказано: «Клянется Господь Своею душою». И так установили в молитве учителя наши (мир им!): «Светила дал, окружил Силой Своей❋В ее исходном контексте соответствующую фразу из молитвы можно перевести так: «(Благой создал Славу Имени Своему), светила сделал окружением Силы Своей». Рабби Эльханан переосмысляет этот текст: высший Бог создал Славу, чтобы она несла Его Имя, дал ей Свой свет и окружил Своей Силой.». «Сила Его» – это Дух Бога живого, у которого нет облика и границы, который объемлет все объемлющее, который превыше всего и окружает все во веки веков. «Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху» – это Слава, восседающая на Колеснице, которая наречена именем Йод-эй-вав-эй, «и Шехина Силы Его – в высотах горних»❋xix Молитва «Алену лешабеах», ср. Втор 4:39. – это Дух Божий, который на горних высотах. И об этом написано: «подъемлю к небесам руку Мою и говорю: живу Я вовек!»❋Втор 32:40. В синодальном переводе, вслед за Септуагинтой «подъемлю к небесам руку Мою и [клянусь десницею Моею и] говорю: живу Я вовек!» – теологическая вставка, призванная исключить вывод, что Господь клянется чем-то, что выше Него., то есть, говорящий клянется Шехиной Силы, которая пребывает в высотах горних во веки веков.
(Там же, с.2.)
Описанная в данном фрагменте иерархия Божественных ипостасей включает в себя 3 силы:
• Высшее Божество, Которое сокрыто и при этом объемлет все объемлющее, то есть, абсолютно трансцендентно и пребывает за пределами всего сущего, именуется Духом Бога живого. Так же называется высшее Божество и первая сефира в Книге Творения.
• Божество, действующее в сотворенном мире, которое, как мы видели, именуется Славой и наделено Тетраграмматоном, Божьим именем Йод-эй-вав-эй.
• Шехина, описываемая в приведенном фрагменте как духовная эманация, которая исходит от высшего Божества и осеняет Славу, становясь ее душой и светом.
Автор Тайны тайн развертывает перед нами типичную эманационную схему, в которой различаются высшее трансцендентное Божество и явленная Слава, движущая сила процесса творения. Из высшего Божества исходит духовная эманация, именуемая Шехиной, которая осеняет Славу, придавая ей тем самым Божественный статус. Далее в том же сочинении рабби Эльханан возвращается к этой теме, еще раз описывая соотношение Божественных сил при завершении творения:
И по завершению всего дела сотворения, при наступлении дня субботнего, Дух Божий осенил Своей Шехиной Славу. И тогда соединились Дух и Слава, и стали нераздельными, как в человеке тело и душа животворная, дабы стал Господь единым❋Ср. «в тот день будет Господь един, и Имя Его едино» (Зах 14:9). «Господь» здесь – перевод Имени Йод-эй-вав-эй (Тетраграмматона).. И тогда сочетались два Имени, Йод-эй-вав-эй и Элоим – при завершении всей работы, когда освятился день субботний. В Имени Йод-эй-вав-эй – милосердие, дабы жалеть все сотворенное, ибо все Его служители и Престол Его близки к нам по природе, ибо они созданы из огня и духа, «и на трех этих утвердил Свое обиталище, как сказано: “Делает ангелами своими ветра, служителями своими – пылающий огонь”❋Пс 104:4.»❋Книга Творения 1:11. «Три этих» – три «матери», то есть дух (то же слово переводимо как «ветер» или как «воздух»), вода и огонь.. Природа же всех прочих творений – огонь, вода, земля и воздух, и поэтому Господь Бог наш (Йод-эй-вав-эй Элоэну) преисполняется милосердием к нам. Это имели в виду учителя наши, когда сделали частью молитвы слова: «В день седьмой Он возвысился и сел на Престоле Славы Своей, великолепием окутал день покоя»❋По-видимому, речь идет о том, что высший Бог соединился со Славой, и так вместе с ней воссел на ее престоле. Конец фразы рабби Эльханан понимает следующим образом: «(высший Бог) окутал великолепием (Славу) в день покоя»..
(Там же.)
Связь между двумя пассажами очевидна. В субботний день, по завершении творения, Шехина высшего Божества осеняет Славу. Во втором фрагменте это единение ипостасей осмысляется как единение Имен – Тетраграмматона, связанного со Славой, и Имени Элохим, относящегося к высшему Богу, причем Шехина выступает в роли посредника между этими двумя ипостасями. Рабби Эльханан бен Йакар (или источник, на который он опирался) создает неологизм нитомему от существительного теом❋Правильной формой глагола от те’ом должно бы быть нит’аму (корень та’ам, порода ниф‘аль), – форма, встречающаяся в пийуте и в Книге хасидов (§ 1044, с. 261 в изд. Вистенецкого). Возможна контаминация с близкой формой нитмам (корень тамам), также обладающей значением, уместным в настоящем контексте – «быть/стать цельным, непорочным, целокупным»., близнец: когда Шехина стала душою Славы, два Имени уподобились и сроднились подобно близнецам, образовав неразделимое единство, как душа и тело в человеке.
Известное положение мудрецов Талмуда о том, что Тетраграмматон, Имя Славы, указывает на милосердие, рабби Эльханан связывает с более низким иерархическим статусом Славы и ее причастностью к низшим мирам. Престол Славы, ангелы, ее служители, – все они созданы из стихий, так же как и обитатели материального мира. По этой причине Слава может относиться с пониманием к их несовершенству и слабости, может проявлять милосердие по отношению к ним. В то же время сокровенное высшее Божество, у Которого нет никакой причастности ни к самим материальным стихиям, ни даже к их наивысшему духовному прообразу, предстает как «мера суда».
Далее в том же сочинении рабби Эльханан описывает процесс творения и действие провидения как следствие структуры Тетраграмматона. Его рассуждения в целом сходны с тем, что пишет Эльазар из Вормса в Книге Имени, а также с тем, чему учили первые каббалисты в Провансе и Испании.
❒ Вопрос 6
Перечитайте фрагменты из Тайны тайн, приведенные в настоящем параграфе, и укажите на высказывания, свидетельствующие о Божественном статусе Славы.
❒ Вопрос 7
Как вы думаете, считал ли рабби Эльханан, что его концепция о строении Божественной реальности не вполне соответствует идеям единобожия?
Резюме. Анализ концепции Эльханана бен Йакара в его сочинении Тайна тайнпоказывает тесную связь между хасидской мистикой букв и священных Имен с одной стороны, и учением об иерархической структуре Божественной реальности, с другой. В то время как представление о Божественных силах, заключенных в буквах и священных Именах, известно Талмуду, Мидрашу и ранней мистической литературе (Литературе Чертогов и Колесницы), учение об иерархии Божественных эманаций представляется совершенно новым феноменом, не имеющим прецедентов в еврейской теологии до конца 12 века. Доктрина рабби Эльханана отражает, таким образом, переломный момент в развитии еврейской мысли на рубеже 12 и 13 веков. И германские хасиды, и первые каббалисты соединили древние мистические традиции с новыми идеями высокого средневековья, создав новое учение о мире и Боге, учение, оставившее неизгладимый след в истории еврейской мысли.
1 О рабби Эльханане бен Йакаре см. параграф 3.4.3 в 3 части курса.
2 Об этих традициях говорилось в первых томах нашего курса; мы еще раз коснемся их в связи с описанием создания голема. См. также параграф 11.3.2.4.
3 Манускрипт Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке (The Jewish Theological Seminary, New York) №838, лист 48а.
4 В Книге Творения говорится только о 3 стихиях (первоэлементах) – воздухе, воде и огне; земля, которая обычно считается четвертой стихией, рассматривается здесь как порождение снега, который в свою очередь представляет собой одну из форм воды.
5 Следует отметить, что главное Имя, которое указывает на Славу – это Тетраграмматон, тогда как имя Элоимотносится только к сокровенному Божеству.
6 В приведенном пассаже упоминается также и Шехина. Следует отметить, что ее статус не вполне ясен: здесь это, по-видимому, Божественная ипостась, посредничающая между Славой и сокровенным Божеством, в то время как в других текстах, с которыми мы ознакомимся в дальнейшем, она отождествляется со Славой.
7 Поскольку в 6 дней творения раскрываются только три буквы йод, эй, вав, и отсутствует последняя буква эй.
8 Слово, обозначающее престол, имеет две формы: полную – «кисе» (каф, самех, алеф) и краткую – «кес»(каф, самех). Гематрия 80 соответствует краткой форме, в которой отсутствует алеф.
9 Первые буквы слов, описывающих завершение творения и наступление субботы «…день шестой. И были закончены небеса…» (Быт 1:31-2:1), образуют полный Тетраграмматон
10 Суббота добавляет алеф, поскольку она именована (днем) «единственным» или (днем) Единого. Слово эхад(один, единый) начинается с алефа, и к тому же единица – числовое значение алефа.
11 Рабби Эльханан называет буквы йод, эй, вав «простыми», следуя в этом Книге Творения, которая делит буквы на 3 категории: 3 матери (буквы алеф, мем, шин, соответствующие 3 первоэлементам), 7 двойных (бет, гимел, далет, каф, пе, реш, тав, соответствующие 7 планетам) и 12 простых (остальные буквы алфавита, соответствующие 12 знакам зодиака).
СОЗДАНИЕ ГОЛЕМА
В предыдущей главе мы уделили большое внимание вере в силу священных Имен и букв алфавита, которую разделяли все направления германского хасидизма, равно как и ранние каббалистические школы Прованса и Испании. Представители всех этих течений полагали, что нет никакой возможности отделить акт творения от тех средств, с помощью которых он осуществлялся. Воление и решение, приведшее к сотворению мира, исходит от Бога, инструмент же творения – это Его Имена, составленные из букв алфавита. Вследствие этого эти мыслители были убеждены в том, что творящая сила заключена в самих буквах и Именах.
Такой образ мыслей обрел опору и обоснование в авторитетном источнике – древнейКниге Tворения, которая описывает буквы как инструмент творения, определивший структуру вселенной. Это обстоятельство объясняет то внимание, которое уделяли этому тексту средневековые мистики, составившие к Книге Творения множество комментариев.
Тезис о том, что творящая сила заключена в Именах и буквах, порождает естественный вопрос: если воление Бога не является единственной и непосредственной причиной творения, то не может ли кто-нибудь помимо Него воспользоваться Его инструментами? Иными словами, не может ли тот, кто посвящен в тайну букв творить подобно Богу? Если сила творения заключена в буквах и Именах, нельзя ли использовать ее для того, чтобы и человек мог творить посредством слова?
Подобного рода вопросы знаменуют переход от теологии к магии1, от теоретического учения о Боге-Творце к вопросам магической практики. Ярким примером такого перехода в еврейской традиции служит практика создания голема – рукотворного человеческого существа с помощью тех самых инструментов и средств, с помощью которых Бог творил мир и человека в начале времен. В настоящей главе мы проследим историю этой концепции в контексте еврейской мысли, обращая особое внимание на то, как она освещалась в эзотерической литературе германского хасидизма2.
❒ Вопрос 8
Не противоречит ли, на ваш взгляд, представление о том, что человек способен сотворить голема, идее Божественного всемогущества, и не приравнивает ли оно Бога и смертного? ❑