Место покаяния в жизни идндивида и общины
В «Законах покаяния» Эльазара из Вормса занимают две темы: первая – покаяние и самопожертвование во Имя Бога, вторая – место покаяния в жизни общества.
• Покаяние и самопожертвование: пытаясь противостоять искушению греха, человек должен представлять себе, что его усилия – лишь бледная тень подвига освящения Имени Божьего❋Рабби Эльазар из Вормса приводит важнейший стих, относящийся к теме освящения Имени Божьего: «и освящусь среди сынов Израиля» (Лев 22:32).. Он обязан помнить и повторять про себя, что если бы это было время религиозных гонений, ему предстояло бы выдержать испытания безмерно более тяжкие, и он, несомненно, выдержал бы их. Коль скоро это так, он тем более должен выдержать испытание, которое несопоставимо слабее, и победить стремление к греху.
• Место покаяния в жизни общества: рабби Эльазар учит, что надо различать между стойкостью в испытании при благоприятных условиях и стойкостью в испытаниях при условиях неблагоприятных, когда эта разница порождена социальным давлением. Если человек удерживается от греха потому, что социум порицает грешников, то «не воистину он служит Создателю», говоря словами рабби Эльазара. В обществе, которое не приемлет грешников, человек может удерживаться от греха ради своей собственной чести, ради своего положения в этом мире, а не из-за преданности Богу. И наоборот, тот, кто отказывается от греха в обществе, в котором господствует беззаботное отношение к греху, самоотверженно служит Богу; он не только побеждает дурное влечение, но и поступает наперекор обычаям своей социальной среды. Более того, мы уже выясняли, что германские хасиды находили социальный смысл в стыде и унижениях❋См. 5 часть, гл. 5.2. настоящего курса., которые придают дополнительную ценность религиозным действиям (примером являются заповеди, «подобные мертвецу заповеди»). Такой подход находит свое выражение и здесь.
Значение этих двух важнейших принципов поведения – самопожертвования во Имя Бога и стойкости в искушениях – не ограничивается рамками покаяния, а распространяется на всю сферу религиозной жизни. По-видимому, в «Законах покаяния» они приведены для того, чтобы подчеркнуть, что этими принципами должен руководствоваться в первую очередь кающийся, поскольку именно так он доказывает искренность своего покаяния. Однако здесь уже сделан первый шаг к стиранию грани между поведением кающегося и религиозным образом жизни вообще – событию, которое имело далеко идущие последствия для развития учения о покаянии в еврейской мысли последующих веков. Это развитие привело к возникновению концепции, согласно которой человек должен постоянно пребывать в покаянии, сопряженном в некоторые моменты с умерщвлением плоти (практика, получившая широкое распространение в 16 столетии в Цфате), даже если он не испытывает потребности искупить какой-либо совершенный им грех. Покаяние в этом случае вовсе не связано с каким-то определенным грехом, искупаемым набором каких-то определенных поступков, а является раскаянием в грехе вообще, искуплением грехов всего поколения или грехов предыдущих поколений, и для этого человек должен посвятить покаянию всю свою жизнь.
Германским хасидам был известен такой подход к покаянию, и упоминания об этом встречаются в их книгах3. Тем не менее в хасидской литературе речь идет обычно о раскаянии конкретного человека в каком-то конкретном грехе, раскаянии, которое находит выражение в конкретных действиях. И все же, их воззрения уже открывают путь к той радикальной концепции покаяния, которая будет широко развиваться сотни лет спустя.
1 Перевод принятого в талмудической литературе термина, обозначающего такую форму аргументации. Этот герменевтический метод сравним с доводами, которые на европейских языках иногда называются аргументамиa fortiori. Прим. науч. ред. См. часть 5, 5.3.2. этого курса.
2 Лев 22:32.
3 Таков, например, рассказ, приводимый в Книге хасидов:
История про хасида, который летом лежал на земле, подставляя себя укусам насекомых, а зимой ставил свои ноги в лохань с водой так, что они вмерзали в лед. Сказал ему товарищ: почему ты делаешь так, ведь написано: «вашу кровь с душ ваших взыщу» (Быт 9:5), почему же ты подвергаешь себя опасности? Сказал ему тот: да, я не совершил столь уж тяжкого греха, хотя и не может быть, чтоб не совершил я легких грехов, за которые мне не стоило бы терпеть столь тяжкие страдания. Но ведь Мессия несет бремя грехов Израиля, как сказано: «Но он изъязвлен был за грехи наши» (Ис 53:5). И совершенные праведники также несут бремя страданий за Израиль, а я не хочу, чтобы кто-либо, кроме меня, нес бремя моих грехов. И еще, я делаю добро для многих, ибо когда праведник страдает, это приносит пользу многим. Так, например, страдания рабби Эльазара и рабби Шимона и нашего святого Учителя (Йеуды а-Наси) приносили благо всему миру (Бава Мецийа 84б-85а), как сказано: «Посему Я дам ему удел для многих» (Ис 53:12). И сказали ему ученики: и все же мы боимся, как бы не был ты наказан. И умер тот человек. И один из его учеников думал в сердце своем: «поскольку он подвергал себя истязаниям, может быть, что от этого он умер». Ибо ученик этот был свидетелем тех истязаний, как иногда его учитель прижигал огнем свою плоть и потом лежал на одре, а ученик говорил ему: «вот, ты вынужден нерадеть о словах Торы, а это грех». После смерти учителя его терзала мысль о том, что сие будет поставлено ему в вину в том мире. Он пошел и распростерся на могиле того хасида, упрашивая его явиться во сне и сообщить по поводу тех истязаний – наказывается ли он за них, или получает награду. И пришел к нему тот хасид во сне и сказал: «пойдем со мной, я покажу тебе», и привел его в Рай. Сказал ему ученик: где мое место? Ответил ему: вот там, а если приобретешь больше заслуг, поднимешься выше. Сказал ученик: а где твое место? Ответил хасид: там, в высоте. Сказал ученик: покажи мне его. Ответил ему: пока еще ты не можешь видеть его, ибо не приобрел заслуг, достаточных для того, чтобы узреть это. И возрадовался ученик тому великому свету, который он не удостоился увидеть, хотя и побывал в Раю, и уверился ученик, что учитель не был наказан (Парма § 1556, Болонья § 528).
Таким образом, концепция добровольного принятия страданий ради искупления чужих грехов, представленная и в некоторых библейских текстах, и – особенно широко – в талмудической литературе, была также знакома германским хасидам.
ИСПОВЕДЬ
Одной из важных составляющих учения германских хасидов о покаянии является представление об исповеди. Это древняя тема; уже в Писании говорится, что грешник должен признаться в своем грехе: «мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали» (Чис 5:6-7). Это тема присутствует и в средневековых философских произведениях, посвященных покаянию, например, у Саадии Гаона, у Бахьи ибн Пакуды и у Маймонида. Однако в философской литературе под исповедью почти всегда понимается интимная исповедь человека в молитве, обращенной непосредственно к Богу. Из философских сочинений явствует, что покаяние – это сугубо внутреннее духовное свершение, касающееся отношений человека со Всевышним. Человек должен покаяться в своих грехах перед Богом, постясь и взывая о прощении. Исповедь не обладает социальной значимостью и не имеет отношения к практической стороне покаяния. В отличие от средневековых еврейских философов, создатели нравственной теории германского хасидизма требуют, чтобы человек, совершающий покаяние, в явной форме выразил свое раскаяние и публично признался в своем грехе перед Богом.
ПУБЛИЧНАЯ ИСПОВЕДЬ
Специфика исповедальной доктрины германских хасидов нашла выражение в тех местах Книги хасидов, где рабби Йеуда Хасид ведет речь об откровенной исповеди грешника перед «мудрецом» и перед общиной❋См., к примеру, рассказ о трех исповедующихся, приведенный в гл. 6.6.. Такая публичная исповедь перед одним или несколькими людьми представляет собой новшество, ничего подобного не встречается в более ранних текстах средневековой еврейской литературы. Это нововведение придавало покаянию социальный и ритуальный смысл, которого прежде в идее покаяние не содержалось.
В своей работе, исследующей нравственное учение германского хасидизма, Айвен Маркус подробно анализирует тексты, имеющие отношение к этой проблеме❋См. I.G.Marcus, Piety and Society – The Jewish Pietists of Medieval Germany, Leiden, 1981. . Ученый приходит к выводу, что в разработке темы имеется существенное различие между Йеудой Хасидом и Эльазаром из Вормса. В то время как Йеуда Хасид подчеркивает большое значение публичной исповеди, рабби Эльазар уходит от обсуждения этого вопроса и совершенно не упоминает о такой исповеди в своих «Законах покаяния», а также в других своих сочинениях, посвященных покаянию. Маркус полагает, что существовало принципиальное различие между социально-этическим подходом рабби Йеуды и точкой зрения Эльазара из Вормса, который считал покаяние делом сугубо личным и внутренним.
❒ Вопрос 29
Разберите статью Й. Бера «Социально-религиозная тенденция Книги хасидов» (напечатанную в уже упоминавшемся в нашем курсе сборнике Религия и общество в учении германских хасидов, сс. 81–1301 на иврите), особенно те места, которые посвящены концепции покаяния. Попытайтесь дать краткий критический обзор его выводов в свете тех текстов, которые мы обсуждаем здесь. ❑
1 Существует английский перевод с ивритского оригинала: Baer, Yitzhak, “The Socioreligious Orientation of ‘Sefer Hasidim,”’ trans. Jonathan Chipman, in Joseph Dan, ed., Binah: Studies in Jewish Thought, New York: Praeger, 1989.