Покаяние при повторе не встречается»
Сравнивая «покаяние при повторе» (пункты 2 и 4) с «покаянием оградительным» (пункты 5 и 9), можно понять, почему рабби Эльазар утверждает, что «покаяние при повторе не встречается». Из сказанного в его «Законах покаяния» в Книге рокеахаясно, что это два взаимоисключающих способа покаяния. Тот, кто практикует «покаяние оградительное» никогда не окажется в положении, которого требует «покаяние при повторе», то есть ему не придется удерживаться от греха в ситуации, которая в прошлом спровоцировала его на грех. Тот, кто придерживается рекомендаций, касающихся «покаяния оградительного», никоим образом не сумеет осуществить «покаяния при повторе»; и наоборот, практиковать «покаяние при повторе» можно только путем нарушения правил «покаяния оградительного».
Итак, «покаяние при повторе» и «покаяние оградительное» – это две различные возможности, и перед Эльазаром из Вормса стоит вопрос, какую из них следует предпочесть. Он не может просто рассказать о таких возможностях, предложив читателям самостоятельно сделать выбор, поскольку это может ввести читателей в соблазн. Поэтому он, сделав краткое описание «покаяния при повторе» и отметив, что практика этого вида покаяние «не встречается», предлагает вниманию читателя подробное описание «покаяния оградительного». Вместе с тем следует подчеркнуть, что такой подход вовсе не указывает на пренебрежительное отношение к «покаянию при повторе» и не означает, что с точки зрения германских хасидов это покаяние запрещено практиковать. Мало того, Эльазар из Вормса не предпринимает никаких усилий, чтобы удержать читателя от этой практики. Это показывает, что германские хасиды весьма высоко оценивали «покаяние при повторе», однако видели сопряженную с ним опасность и не хотели откровенно пропагандировать его.
❒ Вопрос 25
Сравните отношение германских хасидов к «покаянию при повторе» с их отношением к самопожертвованию ради освящения Имени Божьего, и в первую очередь с их отношением к тем, кто во время крестовых походов специально выходил навстречу преследователям, дабы перед лицом смерти подвергнуть испытанию свою верность Богу. Воспользуйтесь сведениями из гл. 5 и 6 в части 5 этого курса. ❑
ДУБЛИРОВАННОЕ ОПИСАНИЕ «ОГРАДИТЕЛЬНОГО ПОКАЯНИЯ»
Эльазар из Вормса посвятил два параграфа «оградительному покаянию». Это дублированное описание «оградительного покаяния», а также удвоение других отрывков в его «Законах покаяния», убедительно свидетельствуют о том, что текст книги сложился не в результате систематической разработки темы, а путем компиляции двух, а может быть и большего числа источников. По-видимому, рабби Эльазар использовал в книге обстоятельные рассуждения Йеуды Хасида на тему покаяния, – рассуждения, из которых лишь небольшая часть вошла в Книгу хасидов. Этим объясняются как расхождения между различными пассажами книги, так и наличие в ней повторов и фраз, совпадающих по содержанию, но отличающихся друг от друга своей формулировкой. Такая ситуация напоминает соотношение между «удвоенными» параграфами❋См. часть 4, 4.3.3 в этом курсе., встречающимися в разных местах Книги хасидов.
ПОКАЯНИЕ РАВНОВЕСНОЕ»
Концепция «покаяния равновесного», представленная рабби Эльазаром в Книгерокеаха, проясняет один из аспектов этого вида покаяния, который с недостаточной определенностью выявлен в Книге хасидов.
Книга рокеаха
6. Покаяние равновесное: сколько насладился он лобзанием, прикосновением и проникновением, столько подобает ему пострадать в сокрушении сердца.
И надлежит ему поститься по меньшей мере сорок дней, и да не вкушает он мяса, и да не пьет вина ни в ту ночь, которая предшествует его посту, ни в ту ночь, которая наступает вслед за его постом.
И пусть днем и ночью ложится он на неудобное ложе, дабы отмерить страдание соответственное вожделению и пылу похоти, коей услаждался.
10. Покаяние равновесное: следует ему отмерить себе страдание, равное тому наслаждению, которое он получил. И целый год нельзя ему ни есть мяса, ни пить вина, исключая субботы, праздничные дни и Пурим. И пусть он не ест свежего хлеба, а моется лишь в [канун]4 праздничных дней, да и то только слегка. И пусть не ходит ни на какое веселье, может лишь побывать на свадьбе во время произнесения благословений. И да не ублажает себя ничем. И пусть подвергается бичеванию каждый день, и пусть спит на голой доске, без подушки, и лишь в субботу и праздничный день – на сене или соломе и подушке под головой. И да изведет из себя скотский дух, существо похоти, и жизнью стесненной живет, носит вретище на теле, и не произносит ни слова, кое имеет отношение к похоти, влечению, лобзаньям и касаньям, любовным играм, вожделенью и сладострастью.(Из: Рабби Эльазар из Вормса, Книга рокеаха, Иерусалим, 5727, «Законы покаяния», с. 26.)
Из написанного в Книге рокеаха очевидно, что «покаяние равновесное», как и «покаяние оградительное», диктует определенный образ жизни, а не является одноразовым событием, таким как «покаяние при повторе», которое представляет собой трудный экзамен, который должен выдержать грешник, чтобы доказать, что искренне раскаялся в проступке, совершенном однажды. Описание наказаний, которые человек налагает на себя в рамках «покаяния по Писанию», также позволяет понять, что речь идет о тяжких страданиях, которым кающийся должен подвергнуть себя только один раз.
«Покаяние равновесное», напротив, является долговременной практикой отказа от всякого мирского удовольствия и строгого ограничения даже тех удовольствий, которые предписаны заповедью, таких, например, как питье вина в праздник Пурим или участие в свадебном торжестве.
Согласно «покаянию равновесному», человек должен следовать аскетическим предписаниям, которые носят умеренный характер, например, спать на голых досках и носить власяницу. Страдания, которые он должен противопоставить удовольствию, полученному от греха, выражаются еще и в принятии на себя постов. Однако можно понять, что имеется в виду не многодневный непрерывный пост❋В еврейской традиции такой пост носит название афсака (пауза). , а множество постов, каждый из которых продолжается с утра до вечера.
❒ Вопрос 26
Верно ли утверждение, что суть «покаяния равновесного» заключается в том, что тяжесть покаяния должна соответствовать тяжести греха? ❑