ХАРАКТЕР ДУХОВНОЙ БОРЬБЫ – «ХИТРОУМИЕ В СТРАХЕ БОЖЬЕМ»

В продолжении «Законов благочестия» вКниге рокеаха, рабби Эльазар еще раз возвращается к теме страха Божьего в «Сути заслуги хитроумного в страхе Божьем».

«Как юноше содержать в чистоте путь свой?»9 «Вовек да будет человек хитроумен в страхе»10. «Начало мудрости – страх Господень»11. Пусть размыслит всякий боящийся Бога: человек, чье дурное побуждение воспламенено греховным желанием, сколько хитростей он измышляет, чтобы осуществить желаемое, – любодейство, или воровство, или другой грех! Ради того, чтобы на время обрести прихоть своей души, он рискует своей жизнью. Тем более ты должен постоянно размышлять о страхе Божьем, о том, как исполнить волю Творца и желание Его, должен укрепиться против сердца твоего распаленного и против дурного начала твоего, стремящегося одолеть тебя и сжить со света. Ведь если бы неевреи пришли к тебе, чтобы разлучить тебя с Законом Того, пред Кем ты трепещешь, ты бы пошел на смерть, как сказано: «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день»12. И сколь много было тех, кто претерпел мучения во времена гонений! Поэтому, когда нападет на тебя недуг дурного побуждения, ты должен победить его во славу Творца твоего. Ибо от него излечиться тяжелее, чем от самой тяжкой болезни, и потому, победив его, ты получишь великую награду, ведь в соответствии со страданием – награда13. Ибо великая заслуга у того, кто, победив свое необрезанное14 дурное побуждение, занимается Торой и заповедями. «Мудрость человека просветляет лице его»15. Устреми мудрость твою к богобоязненности, ведь «страх Господень есть истинная премудрость»16. Следи за тем, чтобы во всех поступках и во всех делах служить Ему, «во всех путях твоих познавай Его»17, «Да будут во всякое время одежды твои светлы»18 . Воздвигни преграду вожделениям души, лиши наслаждений дурное побуждение твое, отвратись от удовольствий бренного мира, и ты будешь наслаждаться в мире грядущем, исполнять заповеди и отвергать зло.Из: Рабби Эльазар из Вормса, Книга рокеаха(Иерусалим, 1977), «Законы благочестия», «Суть заслуги хитроумного в страхе Божьем», с. 17.

Выражение «хитроумие в страхе Божьем» в текстах германских хасидов подразумевает доводы, с помощью которых человек убеждает себя быть твердым в исполнении Божьих повелений. Рабби Эльазар перечисляет три таких «хитрости»:

· Сила духа и готовность к риску, проявляемая грешниками. Жизненный опыт показывает, что преступник готов прилагать огромные усилия для подготовки и осуществления преступления и даже подвергать риску свою душу и тело. На это, по мнению рабби Эльазара, указывает пример воров и прелюбодеев. Исходя из этого, он утверждает, что хасид может и должен прилагать такие же и даже большие усилия для исполнения заповедей Творца и следования путем добра. Как пишет об этом рабби Эльазар: «Тем более ты должен постоянно размышлять о страхе Божьем, о том, как исполнить волю Творца и желание Его».

· Стойкость в испытании и самопожертвование ради освящения Имени Божьего. Во времена гонений человек готов терпеть страдания и опасности и даже принести себя в жертву ради заповедей Творца. Тем более он должен приложить усилия, чтобы выдержать гораздо более легкое испытание, – преодолеть соблазны и свое дурное начало с тем, чтобы исполнять Божьи заповеди в повседневной жизни. Как пишет рабби Эльазар: «И сколь много было тех, кто претерпел мучения во времена гонений! Поэтому, когда нападет на тебя недуг дурного побуждения, ты должен победить его во славу Творца твоего».

· Сравнение наслаждений этого мира с наградой в мире грядущем. Победа над дурным началом есть великое свершение, связанное с преодолением больших трудностей. Богу ведомы человеческие затруднения, и Он учитывает их. Поэтому «в соответствии со страданием – награда», то есть Бог оценивает деяние и определяет заслугу человека, победившего свое дурное побуждение, соразмеряясь с вложенными усилиями и с препятствиями, которые человеку пришлось преодолеть. По этой причине человеку не стоит жаловаться на трудности, связанные с исполнением Божьих заповедей, ведь эти трудности – залог ожидающей его награды. Как пишет рабби Эльазар: «отвратись от удовольствий бренного мира, и ты будешь наслаждаться в мире грядущем».

Три аргумента, изложенных выше, должны помочь человеку утвердиться в исполнении Божьих повелений и в преодолении трудностей, возникающих на его пути. Именно с этим связано и понятие страха Божьего, осмысляемого в дальнейших рассуждениях рабби Эльазара как послушание Богу вопреки трудностям. Необходимо отметить, что приводимый далее пассаж почти дословно заимствован из Книги хасидов19.

«…то уразумеешь страх Господень»20.
Если сердце твое устремляется к малому греху, чтобы совершить его, а ты превозмогаешь свое побуждение и не совершаешь его, ты получаешь за это награду большую, чем за воздержание от серьезного греха, если ты никогда не совершал его, и твое дурное начало не силилось вовлечь тебя в этот грех. Ведь «Господь смотрит в сердце»21, и ведь награда и расплата – на чаше весов уравновешенных, и Он «испытует утробы и сердца, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его»22. Поэтому и говорится: «ибо ты не знаешь награды за заповеди»23, ибо каждая заповедь соизмеряется с дурным побуждением [противостоящим ей]. Ибо в отношении грядущего мира принимают в расчет только побуждение помыслов сердца24, и тот, кто сознает и оставляет грех, тот будет помилован25. На чаше весов – преодоление26: лучше человеку преодолеть свое дурное побуждение, чем совершить сотню заповедей без того, чтобы дурное начало одолевало его и сбивало с пути. Ведь говорится, что не будет награды за заповеди, совершаемые в мире грядущем, поскольку в грядущем мире нет дурного побуждения… Поэтому научись бояться славного и страшного Имени Господа27, пока твое побуждение еще пламенеет и горит в тебе, одолей его – и получишь награду от Создателя твоего.Из: Книга рокеаха, «Законы благочестия», «Суть заслуги хитроумного в страхе Божьем», с. 17.

Рабби Эльазар вновь подчеркивает в этом фрагменте, что шкала, определяющая духовную ценность заповедей, не является абсолютной и не зависит от их деления на легкие и тяжелые, а, наоборот, полностью соразмерна с индивидуальным положением каждого человека. Ценность заповеди определяется духовным усилием, необходимым для ее осуществления, а значение греха – усилием, необходимым для воздержания от него. Воздержание от малозначительного греха, соблазн которого для одного отдельно взятого человека велик, оценивается выше, чем воздержание от серьезного греха, где такого соблазна для того же человека нет. По этой причине мудрецы утверждают, что человеку неведома награда за исполняемые заповеди, ведь абсолютной шкалы их значимости не существует; ценность поступка определяется конкретной ситуацией и духовным усилием, приложенным для его совершения. Заповедь, для исполнения которой индивиду пришлось преодолеть сопротивление его дурного начала, ценнее сотни заповедей, для соблюдения которых такого усилия не потребовалось.

Доказательства, которые рабби Эльазар приводит в пользу своего мнения, связаны с эсхатологией, с учением о мессианских временах и грядущим миром. Заповеди потеряют свое значение в эту эпоху, поскольку дурное начало прекратит свое существование, и исполнение заповедей не будет сопряжено с духовным усилием. «Хитроумие в страхе Божьем» убеждает человека позаботиться о том, чтобы не упустить драгоценную возможность исполнить заповеди в борьбе с дурным началом. Руководствуясь теми же соображениями, человек не должен упустить возможности исполнять заповеди, пока он молод, и огонь желаний горит в нем. Ведь когда человек состарится, его дурное побуждение ослабнет, и справиться с ним ему будет легко, так что его исполнение заповедей не будет иметь прежней цены. Тем более после прихода мессии и воскресения мертвых, когда из мира вовсе исчезнет дурное начало, заповеди должны будут лишиться своего прежнего духовного смысла.

Такого рода соображения приводит рабби Эльазар в доказательство тезиса, что «дурное начало – благо для человека». Только благодаря ему можно приобрести религиозную заслугу, а без него поступки человека были бы механическими действиями, лишенными духовного содержания. Поэтому, исходя из принципа «хитроумия в страхе Божьем» человек должен быть благодарен за те препятствия, которые воздвигает на его пути его дурное начало, ведь только благодаря им он может приобрести заслугу в глазах Бога. Он может научить себя радоваться страданиям и трудностям, связанным со служением Богу, рассматривая их как дарованную ему возможность достичь высокого духовного свершения.

Подытоживая, скажем, что суть страха Божьего, согласно рабби Эльазару, состоит в исполнении на практике Божьих заповедей и воздержании от греха. Такое исполнение требует соответствующего настроя души и понимания смысла религиозной жизни, который состоит в полной преданности человека Богу и в преодолении трудностей, воздвигаемых перед ним земной жизнью и человеческой природой. Страх Божий сопутствует действию, и именно он придает человеку силу и решительность, чтобы сохранять верность заповедям несмотря на соблазны и трудности.

Система доводов, связанная с «хитроумием в страхе Божьем», снабжает человека интеллектуальным оружием, с помощью которого он может перехитрить свое дурное начало, укрепить дух и посвятить все свои силы на служение Богу. Ясно, что описываемый «страх Божий» не связан с ощущением боязни и ужаса перед Богом. «Страх Божий» означает здесь твердую решимость преодолеть трудности и жить полной жизнью, посвященной Богу и установленным Им религиозным и этическим законам.

1 См. Ос 11:4.

2 См. Втор 28:47.

3 См. Ис 53:3.

4 См. Пс 51:7.

5 См. Пс 24:7-10.

6 См. Еккл 8:1.

7 Ср. Ис 40:17.

8 См. 2Цар 5:16.

9 См. Пс 119:9.

10 Берахот 17а.

11 Пс 111:10.

12 Пс 44:23.

13 Авот 5:22.

14 Ср. Лев 26:41, Втор 10:16, Иер 4:4, 9:25.

15 Еккл 8:1.

16 Иов 28:28.

17 Притч 3:6.

18 Еккл 9:8.

19 См. выше, 5.3.

20 См. Притч 2:5: «Если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (2:4–5).

21 Ср. 1Сам 16:7.

22 Ср. Иер 11:20 и 17:10.

23 Авот 2:1. Контекст: «Будь внимателен к легкой [простой, легко исполнимой] заповеди так же, как и к тяжелой, ибо ты не знаешь награды за заповеди».

24 Ср. Быт 6:5.

25 Ср. Притч 28:13: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознает и оставляет [их], тот будет помилован».

26 В оригинале – лаконичная формула «каф – каф». В Книге хасидовэта формула толкуется как «чаша за чашу», т.е., мера за меру: чаша заслуг уравновешивается чашей наград, чаша грехов – чашей наказаний. В настоящем пассаже появляется дополнительное значение на основе игры слов каф – чаша и каф/коф – преодоление, принуждение (дурного начала): на чаше заслуг лежат усилия человека, направленные на преодоление дурного побуждения.

27 Ср. Втор 28:58.

Наши рекомендации