Связь между эзотерической теологией и этикой в германском хасидизме
В предыдущем параграфе мы сравнивали две точки зрения на соотношение теологии и этики: философский подход, сближающий и связывающий эти две сферы, и подход каббалистов, решительно их разделяющий. Какова же позиция германского хасидизма в этом вопросе? Хасиды создали обширную литературу, посвященную как теологии, так и этике. Оценивая подход германских хасидов к вопросу о соотношении умозрения и морали, мы должны принять во внимание два типа хасидской литературы, один из которых представлен Книгой хасидов, а другой – так называемыми Трактатами о единстве.
• Книга хасидов – наиболее значительное создание германского хасидизма в сфере нравоучительной литературы, содержащее подробные наставления, касающиеся повседневного поведения человека❋Книге хасидов посвящена 4 часть курса.. Автор книги, рабби Йеуда Хасид, вникает в мельчайшие подробности повседневной жизни, наставляя человека во всех его поступках. Ревностное исполнение всех этих указаний ведет человека к достижению статуса хасида – благочестивого3. Можно спросить, насколько моральные принципы и наставления, содержащиеся в Книге хасидов,зависят от теологических предпосылок, сформулированных в эзотерической доктрине германского хасидизма? Можно ли говорить о том, что эти общие умозрительные положения служат ориентиром для того образа поведения, который предписывается этой книгой? По всей видимости, следует отрицательно ответить на этот вопрос. Отраженная в Книге хасидовэтическая система, равно как и представленный в ней идеал хасида, не является порождением теоретических положений эзотерического учения германского хасидизма. В этом отношенииКнига хасидов похожа на нравоучительные сочинения каббалистов: как и там, здесь нет тесной связи между умозрительной теологией и конкретными нравственными нормами, направляющими повседневную жизнь человека.
• Трактаты о единстве. Эта группа текстов содержит среди прочего разнообразные наставления, касающиеся молитвы ❋Этот тип литературы будет описан более подробно в 9 части курса, см. 9.2.2.4.. Здесь мы наблюдаем ситуацию, прямо противоположную той, что имеет место в Книге хасидов: источником норм практического поведения служат наиболее общие теоретические принципы. Похоже, что германские хасиды, подобно философам, опасались ущерба, который может нанести религиозным представлениям народа незнание, по крайней мере, основных теологических принципов, связанных с молитвой. Именно это опасение побудило их создавать адресованные широкой публикеТрактаты о единстве, включающие как эти принципы, так и детальные наставления о том, как следует молиться, чтобы молитва была услышана в высших мирах. Трактаты о единстве – пример сочетания теоретических положений эзотерической доктрины о божественных силах и высших мирах❋Этим вопросам посвящены 9 – 12 части курса. с детальными практическими указаниями по поводу ежедневной религиозной обязанности – молитвы. Трактаты о единстве не являются этической литературой в полном смысле этого слова, поскольку не ставят перед собой задачи охватить все стороны человеческого поведения в целом. Тем не менее они служат примером применения отвлеченных теологических принципов к сфере религиозной практики, по крайней мере к одному из ее аспектов – молитве. В этом отношении Трактаты о единствепохожи на этические сочинения философов, строящих этику на фундаменте метафизики.
❒ Вопрос 12
Что, по вашему мнению, означает слово “единство” в сочетании “Трактаты о единстве”? ❑
❒ Вопрос 13
Хотя Книга хасидов посвящена в основном конкретным нравственным наставлениям, в ней встречаются также и общие соображения, касающиеся этики, высказываемые иногда в связи с толкованием библейских стихов и талмудических изречений. Где, по вашему мнению, наиболее ярко выражается зависимость этики Книги хасидов от теологических принципов: в практических наставлениях, относящихся к повседневной жизни, или в общих положениях, касающихся моральных ценностей? ❑
Два приведенных выше примера, взятых из обширной и разветвленной литературы германского хасидизма, демонстрируют по сути дела две противоположные тенденции: сочетание эзотерической доктрины с практическими наставлениями в Трактатах о единстве, с одной стороны, и отразившееся в Книге хасидов размежевание между тайным учением и этикой – с другой. Таким образом, невозможно дать однозначный ответ на вопрос о связи теологии с моральной доктриной в германском хасидизме: в то время как одни сочинения хасидов демонстрируют такую связь, в других сочинениях, в особенности в Книге хасидов, подобной связи не наблюдается.