Германский хасидизм и каббала
Одна из наиболее сложных проблем, возникающих в связи с изучением процесса формирования каббалы и германского хасидизма, в особенности его тайной доктрины, – это проблема ранних контактов между двумя учениями. Как мы говорили выше, во второй половине 13 и в 14 веке происходит слияние эзотерических учений германского хасидизма и каббалы, причем господствующую роль в этом новом синтезе играет символический метод каббалы. Возникает вопрос, имели ли место более ранние контакты, относящиеся к периоду формирования двух учений? Или, быть может, каббала и германский хасидизм произошли когда-то от одного общего источника и разошлись лишь впоследствии в результате изолированных путей развития?
У нас есть достаточно сведений, для того чтобы положительно ответить на первый вопрос, однако нам трудно оценить, насколько глубоким было взаимодействие между эзотерическими учениями. Так например, каббалисты 13 века утверждали, что традиции, на которых они основываются, пришли из Германии. Более того, выдающийся каббалист второй половины 13 века рабби Йицхак а-Коэн прямо заявляет, что некоторые из его доктрин основаны на знаниях, полученных от учеников Эльазара из Вормса. Рабби Йицхак сохранил также предание, повествующее о последних днях рабби Эльазара. В этом предании, не зафиксированном ни в каком другом источнике, ярко выразились представления о магических силах, которыми обладал рабби Эльазар.
И еще получено мною: есть предание среди обладателей имен3 по поводу совершения в определенные времена (деяния) ауры4 демонов5 как средства, для того, чтобы достичь, хотя бы в немногом, нечто от ступеней пророчества, которое связано с (деянием) ауры Святого, Благословен Он6. И “сжатие дороги”7осуществляется ими при помощи некоторого рода постижения, называемого деянием ауры демонов. И вот что засвидетельствовал великий мудрец, обладатель предания, с которым мы встречались в Нарбонне, о своем учителе, благочестивом раввине рабби Эльазаре из Вормса (да благословится его память!), и то же засвидетельствовали о нем и многие другие, приехавшие оттуда и знавшие его там. А именно, в определенные времена, когда заповедь требовала его присутствия в отдаленном месте, то было у него некоторое подобие облака, предназначенное для этого, и он оседлывал его и достигал оного отдаленного места. Совершив заповедь, он возвращался на свое место, едучи верхом на скотине на протяжении многих дней, – как все люди. И вот однажды случилось, что была у него заповедь обрезания в отдаленном месте, и он поехал верхом (на облаке), по своему обычаю, при помощи заклинания. Но забыл он что-то из того деяния, которое должны (при этом) совершать сведущие в сем люди, и свалился с облака. Это было невысоко, и (все же) он сделался хромым и болящим в бедре, и не могли исцелить его никакие (лечебные) повязки, – до самого дня, когда настало время его почтенного упокоения.
Из: Предания рабби Йаакова и рабби Йицхака, под редакцией Г. Шолема, с. 92.
С другой стороны, уже в одном из первых сочинений рабби Эльазара содержатся некоторые каббалистические символы. В Книге премудрости, написанной в 1217 году, вскоре после смерти его учителя, Йеуды Хасида, появляются выражения “высший венец” и “десятая царственность”, которые совпадают с терминами, применяемыми в каббале для обозначения высшей сефиры (“венец”) и десятой, низшей сефиры (“царственность”). Возникает вопрос: можно ли заключить на основании таких совпадений о наличии общих источников, каких-то ранних мистических учений, на которые опирались и германские хасиды, и первые мистики провансальской школы?
Хотя такую возможность нельзя исключить, в целом можно сказать, что формирование доктрин германского хасидизма и каббалы протекало в рассматриваемый период независимо друг от друга и без существенных взаимных контактов. До середины 13 века мы не наблюдаем влияния одного из этих течений на другое; мы видим два мистических учения, каждое из которых идет своей дорогой, несмотря на то, что в более ранний период они, возможно, и черпали из общего источника.
❒ Вопрос 8
Германский хасидизм, каббала и философия развивались параллельно в конце 12 и на протяжении 13 века. На основании того, что вам известно, можно ли говорить о возникновении каких-либо принципиально новых течений в религиозной еврейской мысли за семь столетий, которые прошли с тех пор? ❑
Подытоживая это обсуждение, отметим, что анализ учения германских хасидов как в сфере этики, так и в сфере мистики и теологии требует постоянного сопоставления с двумя современными ему течениями – еврейской философией и каббалой, которые также разрабатывали как теологическую, так и этическую доктрину❋Подробнее об этом см. ниже, глава 1.7.. Это сопоставление может внести существенный вклад в наше понимание германского хасидизма, несмотря на то, что нет оснований говорить о тесной связи между течениями или об их взаимном влиянии. К философии германские хасиды относились негативно, несмотря на то, что немало заимствовали у нее. С другой стороны, идеи и сочинения, создававшиеся в это время в каббалистических школах Прованса и Жероны, не были известны хасидам. Таким образом, рассматриваемый период развития еврейской мысли характеризуется параллельным существованием трех независимых направлений – философии, германского хасидизма и каббалы, каждое из которых развивалось по своему пути, по своей внутренней логике, без заметного влияния и тесных контактов с двумя другими направлениями.
1 Трактат озаглавлен “Да соберутся воды...” (цитата из Быт 1:9) и посвящен согласованию библейского рассказа о сотворении мира с аристотелевской физикой. Затрагивается также тема Провидения.
2 Как отмечалось в 1.1, в современной научной литературе понятие германского хасидизма охватывает и школы, не связанные непосредственно с кругом Йеуды Хасида и его учеников (так называемый “центральный круг германского хасидизма”).
316 Ивр. Баале шемот. Обладатель имени – тот, кто посвящен в тайну магического применения Имен Бога и других святых имен. Статус обладателя имени требует получения эзотерической традиции и инициации.
417 Арам. авира, воздушная субстанция, пространство, атмосфера. Каждый из миров характеризуется присущей ему атмосферой (а точнее пространством, протяженной субстанцией, наделенной характерными для него свойствами). Тот, кто окутан атмосферой какого-либо мира, подчиняется законам этого мира. В частности, тот, кто, находясь в физическом мире, окутывается аурой демонического мира, приобретает экстерриториальность и свободу от ограничений, связанных с перемещением в физическом пространстве.
518 В отличие от дуалистического представления о демоническом как абсолютном антиподе святости, мир демонов фигурирует здесь в качестве, в общем-то, нейтральной промежуточной ступени между миром святости и физическим миром (ср. греческих демонов и мусульманских джиннов). В этом мире уже не действуют обычные физические законы, но еще отсутствует прямой контакт с Творцом.
6 19 Аура Святого, Благословен Он, – это Святой дух. Окутывая пророка, дух приобщает его к вневременному Божественному ведению.
7 20 Ивр. кфицат дерех – телепортация, мгновенное или почти мгновенное перемещение на большие расстояния. В ходе эволюции концепции реализовались различные возможные толкования этого словосочетания: 1) сжатие дороги; 2) скачок по дороге (по направлению к цели); 3) скачок дороги (навстречу путешественнику).