Этические сочинения каббалистов
В первой половине 13 века появляются первые моралистические сочинения каббалистов. Каббалисты жеронской школы уделяют внимание в особенности этике. Они стремятся вдохнуть новую жизнь в этическую традицию иудаизма, отраженную в Талмуде и Мидрашах, противопоставляя ее философии и философской моральной доктрине, к которым они относятся резко отрицательно.
Этические сочинения каббалистов Жероны используют только классические источники – Талмуд и Мидраш – и не содержат явных ссылок на эзотерическую традицию каббалы. По-видимому, это связано с запретом, наложенным Йицхаком Слепым на составление и распространение каббалистических книг; по его мысли, каббала должна была оставаться эзотерическим преданием, доступным лишь единицам. Возможно, именно это обстоятельство направило литературную деятельность каббалистов в экзотерическую сферу этики.
Уже Рамбан был автором нескольких проповедей, посвященных этике. Его сподвижники и ученики, прежде всего Йона Жеронский и Йааков бар Шешет, написали на эту тему целые книги. Рабби Йона – автор нравоучительных комментариев к книге Притч и кПирке Авот5. Главное его сочинение – Врата покаяния, ставшее классикой моралистической литературы на иврите и первой монографией, посвященной теме покаяния. В отличие от Йоны Жеронского, Йааков бар Шешет, автор трактата Вера и упование, посвященного теоретическому рассмотрению этической проблематики, не избегал в своем сочинении ссылок на каббалистические идеи.
❒ Вопрос 6
Все каббалистические сочинения, как и литература германского хасидизма, написаны на иврите. Философская литература вплоть до конца 12 века пользовалась в основном арабским языком. Каковы, по-вашему, причины этого? ❑
Итак, развитие эзотерического учения германских хасидов шло параллельно с развитием каббалы, но без тесной связи с ней. С другой стороны, этические сочинения каббалистов появились на поколение позже, чем хасидские, после смерти Йеуды Хасида, автораКниги хасидов. Но и в этот период не было тесной связи между двумя движениями; во всяком случае, мистические произведения хасидов не были известны каббалистам.
1 Главная талмудическая академия Вавилонии. Первоначально в городе Сура на Евфрате (отсюда название), с начала 10 века – в Багдаде.
2 Букв. “Накрытый стол” – галахический свод, составленный рабби Йосефом Каро (1488 – 1575) и дополненный рабби Моше Иссерлесом (1525/30 – 1572) – наиболее авторитетное руководство по практической галахе.
3 Речь, разумеется, идет о хасидизме Бешта (Баал Шем Това), возникшем в 18 веке в Восточной Европе.
4 Саги Наор по-арамейски означает “обильный светом”, условное выражение вместо “слепец”.
5Пирке Авот (“Учение отцов”) или просто Авот (“Отцы”), трактат Мишны, сборник этических афоризмов мудрецов Мишны и их предшественников.
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ТРЕМЯ ТЕЧЕНИЯМИ
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
В конце 12 века в развитии еврейской мысли складывается новая ситуация. В эти годы Маймонид создает свой трактат Путеводитель растерянных❋Основное философское сочинение Маймонида, опубликовано в 1190 году. Маймонид излагает здесь основные принципы его философской и этической доктрины, главная цель которой – доказать отсутствие противоречий между интеллектуальным постижением и иудейской религией. Существует несколько переводов Путеводителя растерянных на иврит. Из них наиболее известен перевод, выполненный самым выдающимся из средневековых переводчиков, врачом и философом Шмуэлем ибн Тиббоном (1204), сыном Йеуды ибн Тиббона – первого из Тиббонидов. Немногим позже появился перевод поэта Йеуды аль-Харизи. Влияние Путеводителя растерянных на еврейскую мысль Средневековья и Нового времени огромно; за всю историю еврейской философии никакая другая книга не оказывала на нее подобного воздействия. – вершинное достижение средневековой еврейской философии; и в это же время возникают и два других течения в еврейской мысли. Эти течения поначалу малозаметны, но вскоре становятся главными конкурентами и противниками философии в борьбе за власть над умами и в конце концов побеждают ее, занимая ее место в качестве господствующей идеологии иудаизма.
Философия опиралась на давнюю и влиятельную традицию рационалистической мысли, но именно в тот момент, когда она достигла наивысшего развития, появились течения, представляющие собой ее антитезу: каббала была сугубо мистической доктриной; в германском хасидизме мистический элемент был не столь явен, но тоже играл значительную роль. Можно сказать, что, когда Маймонид начинал писатьПутеводитель растерянных, философия была единственным течением, предлагавшим теоретическое осмысление еврейской традиции, когда же он заканчивал свой труд, философия оказалась уже лишь одним из трех течений, формировавших духовный мир средневекового иудаизма.