Этические сочинения философов
С самого начала своей деятельности еврейские философы, не ограничиваясь теоретической теологией, обращались и к сфере этики. Последняя, десятая глава философской книги Саадии Гаона Верования и мнения носит заглавие: “О том, что является наилучшим образом поведения человека в этом мире”. В этой главе поступки индивидуума и в большом, и в малом рассматриваются с точки зрения морали, основанной на философских предпосылках Саадии. Кроме того, и в других главах книги он неоднократно затрагивает этическую проблематику, например, когда рассуждает о покаянии❋Учению о покаянии посвящена 6 часть курса. или о смыслах заповедей.
❒ Вопрос 4
На основании определения, данного выше, предметом этики является то, что не регулируется галахой (находится “по ту сторону” галахи), то, что лежит “внутри линии закона” (см. выше, прим. 6). Каким же образом занятие “смыслами заповедей” подпадает под это определение? ❑
Рабби Шломо ибн Гевироль (1021/1022 – 1052/1057), автор Источника жизни, один из выдающихся философов Средневековья и знаменитый поэт, написал и небольшое сочинение по этике – Исправление качеств души. В этой книге ибн Гевироль строит научную систему этики на основе физиолого-антропологических представлений об устройстве человеческого организма и души.
Величайшим из философов-моралистов был Бахья ибн Пакуда из Испании (вторая половина 11 века). Его сочинение Обязанности сердец проникнуто глубоким религиозным, почти мистическим чувством. Эта книга оказала сильное влияние на средневековый иудаизм и вошла в число основополагающих книг по еврейской этике.
Современником Йеуды Хасида был Маймонид, произведения которого мы не будем здесь обсуждать подробно. Маймонид сочетал в своем творчестве теологию, этику и галаху. Более того, в своем сочинении Мишне Тора❋Знаменитый галахический свод Маймонида, написанный на иврите. Состоит из четырнадцати книг, охватывающих все разделы галахи. Название “Мишне Тора” буквально означает “Повторение Торы” или “Вторая Тора”. Это же название носит последняя книга Пятикнижия – Второзаконие (ср. Deuteronomium); кроме того, сразу же возникает ассоциация с Мишной, стиль которой Маймонид взял за образец. Другое название – Йад а-хазака (Сильная рука). Слово Йад имеет численное значение четырнадцать и указывает на число книг в своде; кроме того, здесь содержится аллюзия к заключительным словам Пятикнижия: “И по всей руке сильной и по всем великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля” (Втор 34,12).он интегрировал все эти темы в единую систему. “Книга знания”, первая книга этого свода, содержит и философское изложение основ веры, и этическое учение.
В одном отношении Мишне Тора отличается и от упомянутых выше этических сочинений, и от других произведений самого Маймонида: она написана на иврите. В 12 веке другие философы тоже начали писать на иврите. Среди них были Авраам бар Хийя, автор сборника проповедей Размышление души, и Авраам ибн Эзра, знаменитый поэт и комментатор Торы, написавший небольшое этическое сочинение Основа трепета.
Рабби Моше бен Маймон (акроним – Рамбам), известный в Европе как Маймонид, родился в 1138 году в Кордове (Южная Испания) и умер в 1204 году в Фостате (Египет). Маймонид – самый знаменитый представитель средневекового еврейства. Он был величайшим галахистом, выдающимся философом и ученым. Когда он был совсем молодым, его семье пришлось бежать из Испании, спасаясь от преследований мусульманских фанатиков.
Проведя некоторое время в Фесе (Марокко), Маймонид отправляется на восток, посещает Палестину (1165) и поселяется в Фостате (Старый Каир), где живет до самой смерти. В Фостате Маймонид становится врачом при дворе правителей Египта.
Маймонид отличался уникальной способностью гармонично сочетать занятие галахой и философией. Наряду с Мишне Тора, главное произведение Маймонида – философский трактатПутеводитель растерянных, в котором Маймонид стремится разрешить противоречия между религией и философией, между верой и интеллектуальным постижением.
Влияние Маймонида распространилось далеко за пределы его места и времени, он был хорошо известен как философ и в христианском мире. Его философия сохранила актуальность и в новое время, вплоть до наших дней. Маймонид – главный сефардский галахический авторитет. На его галахические решения в значительной степени опирается Шулхан Арух2.
Таким образом, к тому времени, когда в Германии начал формироваться хасидизм, в странах Южной Европы (Испания и Прованс) уже существовало идейное течение, насчитывающее несколько сот лет развития и пустившее в этих странах глубокие корни. Это течение породило теологическую и этическую литературу – сначала по-арабски, а затем и на иврите. Кроме того, примерно в то же время в Провансе начали переводить на иврит написанные по-арабски произведения еврейских философов Испании. Наибольший вклад в эту деятельность внесла семья Тиббонидов. Первый представитель этой семьи, Йеуда ибн Тиббон, перевел на иврит Верования и мнения Саадии Гаона,Исправление качеств души Шломо ибн Гевироля и Обязанности сердец Бахьи ибн Пакуды.
Мы видим, что развитие германского хасидизма протекало в период наивысшего расцвета еврейской философии, период, когда ее влияние стало распространяться и на общины тех стран, где не говорили по-арабски, – как благодаря переводам, так и благодаря развитию оригинального философского творчества на иврите. Важно отметить, что философская литература включала не только метафизические и теологические трактаты, но и сочинения по этике.
НАЧАЛО КАББАЛЫ
Формирование германского хасидизма происходит одновременно с появлением другого течения в средневековой еврейской мысли – каббалы. Каббалисты верили, что их учение основано на передаваемом от поколения к поколению знании; отсюда и название их учения: каббала – “то, что получено, принято” (от учителя). Каббала – основное мистическое течение в иудаизме – возникла в конце 12 века и продолжает в различных формах существовать по сей день. В частности, хасидизм3 – одно из поздних ответвлений каббалы.
Первые известные нам каббалисты относились к кругу рабби Авраама бен Давида из Поскьера в Лангедоке (Прованс). Величайший галахист и комментатор Талмуда, Авраам бен Давид (ок. 1125 – 1198) был, по-видимому, близок и к миру мистики. Среди каббалистов последующих поколений сохранялись предания, восходящие к рабби Аврааму. Однако первым каббалистом, чье творчество было целиком посвящено мистике, стал его сын Йицхак по прозвищу Саги Наор – “Слепой”4. Одна из традиций, передававшихся в школе Авраама бен Давида, касалась того, каким способом первые каббалисты получали тайное знание. Речь идет о мистическом событии “явления Илии”, когда этот пророк, являясь во сне или в видении, передает человеку тайны Бога или Творения. На такого рода откровения опирались мистики при формировании своей доктрины.
1.2.2.1. КНИГА БАЃИР
Первым каббалистическим сочинением была Книга Баѓир, появившаяся в конце 12 века и приписываемая рабби Нехунье бен а-Кане, мудрецу времен таннаев (вторая половина 1 века). Ученые не пришли к единому мнению относительно датировки книги. Большинство из них склонно считать, что книга была написана в конце 12 века с использованием более древних источников. По стилю Книга Баѓир напоминает мидраш; она состоит из коротких, слабо связанных друг с другом фрагментов.
Иллюстрация 2
Книга Баѓир – сочинение приписывается таннаю рабби Нехунье бен а-Кане. Титульный лист, Амстердам, 1651.
В этой книге впервые появляются многие из важнейших элементов каббалистической доктрины: символика десяти божественных сефирот❋Ед. число – сефира. В учении каббалистов высший уровень реальности образуют десять божественных сил – сефирот. Это не безличные силы: каждая из сефирот обладает своей индивидуальностью. В каббале принята следующая классификация сефирот: три высших – кетер (“венец”), хохма (“мудрость”), бина (“понимание”), шесть сефирот “строения”, которые соответствуют шести дням Творения, и последняя, десятая сефира – малхут (“царственность”), тождественная Шехине. Подробнее смотри в 9 – 12 частях курса., описание Шехины❋Шехина (ивр.) – “(Божественное) присутствие”. В талмудической литературе обозначает аспект Божества, присутствующий в Храме и сопровождающий еврейский народ в изгнании. У мистиков Шехина становится особой божественной силой (иногда именуемой малхут – царственность), персонифицированной сущностью, которой приписывается женский облик и которая является посредником между человеком и высшими аспектами божественной реальности. как женского начала в Божестве, представление о том, что и добро, и зло укоренены в Божественной реальности. Символизм десяти сефирот в Баѓире близок по духу мистико-теософским концепциям, достигшим наивысшего развития во 2 и 3 веках новой эры. Речь идет о гностицизме❋Гностицизм – общее название ряда мистических сект, отколовшихся от христианства на самом раннем этапе его развития (некоторые исследователи полагают, что существовал и дохристианский гностицизм). Религиозные течения, порожденные гностицизмом, действовали в Европе и на Востоке вплоть до 13 века. Доктрины гностических сект содержат мифологизированное описание божественной реальности как различных сил и последовательно порождаемого ряда ипостасей (эонов). В центре внимания гностических систем находится борьба доброго и злого начала в высших мирах, причем материальный мир рассматривается как порождение злого начала., представленном в это время множеством сект. Большинство этих сект, отколовшихся от церкви, возникли на основе христианских еретических учений; именно в этом качестве церковные писатели полемизировали с ними, а церковные власти их преследовали. Представляется, однако, вероятным, что существовал также и нехристианский, в частности иудейский, гностицизм.
Иллюстрация 3
Трактат Вера и упование – авторство ошибочно приписывалось Рамбану, тогда как настоящим автором является рабби Йааков бар Шешет. Титульный лист, Желков, 1848.
Итак, в начале 13 века мистические концепции и символика Книги Баѓир и ее источников❋См. ниже, глава 1.4, соединяясь с традициями, передававшимися в школе Авраама бен Давида в Провансе, дают начало теософии и символическому языку новой мистической доктрины, называемой ее адептами каббалой.
Каббалисты неизменно настаивали на том, что их учение – неотъемлемая часть Устной Торы, что они не создают ничего нового, но лишь раскрывают сокровенную истину Священного Писания. Они учили, что в Писании есть два смысловых слоя: открытый смысл, опирающийся на буквальное толкование текста и доступный для всех, и скрытый смысл, доступный только для посвященных в тайну. С точки зрения каббалистов, толкование, раскрывающее тайный смысл писания, является неотъемлемой частью устной традиции и должно передаваться от учителя к ученику в закрытом для посторонних кругу посвященных виде.
❒ Вопрос 5
Как вы считаете, почему представители этого мистического течения называли себя каббалистами? ❑
КАББАЛИСТЫ ЖЕРОНЫ
Несколько учеников рабби Йицхака Слепого перенесли каббалистическое учение в Каталонию (Северная Испания), в Жерону (Герону), где возник второй каббалистический центр. В этом маленьком городке неподалеку от Барселоны на протяжении первой половины 13 века действовал целый ряд известных каббалистов: рабби Эзра бен Шломо, рабби Азриэль, рабби Йона Жеронский (Геронди), рабби Йааков бар Шешет, рабби Ашер бен Давид, а также рабби Моше бен Нахман (Нахманид, или Рамбан, – акроним от рабби Моше бен Нахман), глава еврейства Северной Испании. Вокруг Нахманида возникла особая каббалистическая школа, которая просуществовала несколько поколений. Расцвет каббалистического творчества в Жероне параллелен по времени позднему творчеству Йеуды Хасида, творчеству Эльазара из Вормса и его учеников.