И как велико различие между отдохновением и блаженством верующих в Раю после трудных испытаний и между блаженством, которое испытывали бы они, если бы сразу были сотворены в Раю.

И как велико различие между радостью того, к кому пришло избавление после испытания, состоятельность после бедности, верное руководство после заблуждения, сосредоточенность сердца на Нём после рассеянности его, и радостью того, кто не вкусил ничего из этих горестей. Божественная мудрость постановила, что неприятное становится причиной наслаждений и благ.

Как сказал Всевышний:

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура 2 «Корова», аят216).

Бывает, что неприятное душам становится

Причиной того, что им любо, нежданно...

Все разумные единодушно считают похвальным утомление ради обретения того, что приближает человека к совершенству, будь то полезное знание, благие деяния или достойные нравственные качества, а также снискания похвалы Того, Чья похвала приносит людям пользу.

Чем больше утомляется человек ради этого, тем лучше и выше его положение.

Также они одобряют утомление ради состоятельности, величия и достоинства и порицают того, кто не стремится к этому и сидит, сложа руки, считая, что у такого человека ничтожные стремления, низкая душа и отсутствие авторитета среди людей. О таких говорят [с неодобрением и презрительной усмешкой]:

Оставь же достоинства,

не вставай ради их достижения. Сиди себе, ты же ведь кормишь и одеваешь...

Это утомление и приложение усилий предполагает страдание и перенесение неприятного и трудного — это и есть путь к тому, что приближает тебя к совершенству. И люди разумные не считают перенесение этих трудностей бессмысленным занятием. Напротив, для них это указание на полноценность разума, и они считают мудрым того, кто побуждает к этому, а кто удерживает от этого, того они, напротив, считают недалёким и врагом для себя. Это если говорить о мирской пользе. А что говорить, когда речь идёт о пользе, связанной с жизнью вечной и бесконечным блаженством.

Да и как может повелевающий утомляться немного в течение недолгого времени и запрещающий противоположное этому отдохновение и наслаждение, отрезающие ему путь к совершенству и вечному блаженству и радости, — как он может не быть мудрым, милосердным, оказывающим благодеяние и искренним по отношению к тому, кому он повелевает это?

Это не говоря уже о том, сколько заключено в Его велениях и запретах благ, которые приходят к человеку уже в мире этом и несут ему счастье, преуспеяние и благополучие, удерживая его от того, что причиняет ему вред и несёт ему несчастье.

Веления Всевышнего Господа — милость, благодеяние, исцеление, лекарство и питание для сердец и украшения для внешней и внутренней сущности человека, и жизнь для сердца и тела. И сколько радости и наслаждения, удовольствия и отрады заключают они в себе. И то, что эти люди называют обязанностями, на самом деле является усладой глаз, радостью душ, жизнью сердец, светом разумов, дополнением естественной изначальной природы человека, и чистейшим благодеянием для всего рода человеческого, и это большее благодеяние, чем обеспечение его здравием, благополучием, пищей, питьём и одеждой.

Его милость по отношению к Своим рабам, которая заключается в направлении к ним посланников, ниспослании им Писаний и ознакомлении их с Его велениями и запретами и тем, что Он любит, а что ненавидит, — величайшая, высочайшая и наилучшая милость. И такие милости, как дарованное Им солнце, луна, дождь, растения, не сравнятся с такими милостями, как знание, вера, божественные законы и определение дозволенного и запретного.

См. [Шифа аль-'алиль]

ЧТО КРОЕТСЯ ЗА ВЕЛЕНИЯМИ

Всевышний Аллах сказал:

«Или же они подобны оказавшимся под ливнем с неба. Он несёт мрак, гром и молнию. Они же в смертельном страхе затыкают уши пальцами от грохота молний. Поистине, Аллах объемлет неверующих» (сура 2 «Корова», аят 19).

Доля лицемеров в том свете и жизни, с которыми Всевышний Аллах направил Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивается с долей того, кто развёл костёр и тот потух как раз тогда, когда он отчаянно в нём нуждался. Лишившись света, он остался в темноте, растерявшись, не в состоянии найти дорогу.

Ещё одно сравнение: руководство, с помощью которого Его рабы выходят на правильный путь, сравнивается с ливнем, потому что оно несёт сердцам жизнь подобно тому, как дождь несёт жизнь земле.

И доля лицемеров в этом руководстве сравнивается с долей тех, кому достаётся от дождя только темнота, гром и молния, и им не обрести никакой иной доли, то есть доли из жизни для земли, рабов Аллаха, деревьев и животных, — а ведь назначение дождя заключается как раз в том, чтобы приносить эту жизнь. Темнота, гром и молнии, которые дождь несёт с собой, — лишь дополнения, они только способствуют более полному получению пользы от этого дождя.

Невежественный же в силу своего невежества ощущает лишь эти сопровождающие дождь явления — темноту, гром, молнии и сильный холод, и то, что он мешает путнику продолжать путь, а ремесленнику — заниматься своим делом. Такие люди не видят жизнь и огромную пользу, заключённые в этом дожде.

Таков удел всякого недальновидного и недалёкого. Он видит лишь неприятную внешнюю оболочку, и взор его не проникает дальше, не видит, сколько прекрасного и желанного сокрыто под ней. Таково положение большинства людей. Исключение составляют лишь обладающие способностью видеть истину...

Так человек, который решил отправиться совершать хадж к Заповедному Дому и не знает о предстоящем путешествии ничего, кроме того, что оно будет трудным и ему придётся покинуть семью и родину, переносить тяготы, отказаться от привычного, и за всем этим он не видит целей и результатов этого путешествия: он не станет отправляться в это путешествие.

Положение таких людей — это положение тех, чья способность видеть истину и вера очень слаба. Такой человек видит в Коране благие обещания и угрозы, предостережения, запреты и веления, тяжкие для души и отрывающие её от привычного для неё и от её удовольствий. Отлучение младенца от груди, как известно, — самое трудное для него. Все люди подобны младенцам, когда дело касается разума, за исключением тех, кто достиг степени разумных мужей, постигших истину знанием и действием. Вот такой человек видит, что скрывается за дождём с его громом и молниями, и знает, что дождь этот несёт в себе жизнь.

См. [Иджтима' аль-джуйуш аль-ислямиййа]

ПОЧЕМУ ОНИ НЕНАВИДЯТ НАС?

Наши рекомендации