А о неверующих Всевышний Аллах сказал: «Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют» (сура 2 «Корова», аят 171).

Неверующий не разумеет, а лицемер сначала увидел истину, а потом сделался слепым в отношении неё. Он знал, но проигнорировал, подтвердил, а потом стал отрицать, уверовал, а потом сделался неверующим. Неверие такого человека более тяжкое и страшное, и сердце у него сквернее, и его поведение по отношению к Аллаху и Его Посланнику отвратительнее. Этим он заслужил пребывание в нижайшем слое Огня.

В этом заключён и иной смысл. К лицемерию этих людей побуждает стремление к могуществу и влиянию в условиях пребывания между двух групп. Они стараются угодить мусульманам, чтобы те возвеличили их, и в то же время стараются угодить неверующим, чтобы и те возвеличили их. Вот этим-то они и навлекают на себя беду. Они хотят обрести двойное величие, то есть получить его от обеих групп, и их целью не являются ислам, вера, покорность Аллаху и Его Посланнику. Внутренне они склонялись на сторону неверующих. И за это им воздастся величайшим унижением: они будут помещены в нижайшую обитель и окажутся ниже даже, чем обыкновенные неверующие. Лицемеры пытаются обмануть Аллаха, Его Посланника и тех, кто уверовал, издеваются и насмехаются над верующими, лгут и играют религией, демонстрируют свою принадлежность к верующим, а сердца их наполнены неверием, придаванием Аллаху сотоварищей и враждебностью по отношению к Аллаху и Его посланнику, и этим они выделяются среди неверующих, и это делает их неверие ещё более тяжким и страшным. И этим они заслужили пребывание в нижайшем слое Огня.

Всевышний Аллах упомянул в начале суры «Аль-Бакара = Корова» (2-20 аяты) категории людей, разделив их на верующих внешне и внутренне, неверующих внешне и внутренне и верующих внешне, но неверующих внутренне, то есть лицемеров. При этом верующим Он посвятил три аята, неверующим — два, а лицемерам — больше десяти.

В этих аятах Он самым суровым образом порицает лицемеров, разоблачив их, показав всю скверность их натуры и опозорив их. Он сообщил, что они — недалёкие глупцы, творящие нечестие на земле, обманывающие и издевающиеся, заключившие явно убыточную сделку, променяв верное руководство на заблуждение, и что они — глухие, немые, слепые и не вернутся на прямой путь, и что они обладатели больных сердец, и что Аллах добавляет им болезни к их болезни. Он не упустил ни одного из присущих им пороков и изъянов, порицая их за каждый из них.

Это свидетельствует о том, что ненависть Всевышнего к ним велика. Он относится к ним враждебно и они — самые ненавистные для Него из Его врагов. И становится очевидным глубокий смысл, заключённый в помещении этих людей в нижайший слой Огня. Просим у Аллаха защиты от подобного положения и просим у Него благополучия и милости.

См. [Тарик аль-хиджратейн]

ОПИСАНИЕ ЛИЦЕМЕРОВ

Тот, кто станет размышлять о скверных описаниях лицемеров в Коране, непременно убедится в том, что они заслуживают пребывания в нижайшем слое Огня. Описывая их, Всевышний Аллах сказал, что эти люди стараются обмануть Его и Его рабов, а сердца их больны сомнениями, и они творят нечестие на земле, и насмехаются над Его религией и Его рабами, нарушают установленные Им запреты, покупают заблуждение за верное руководство, и что они глухие, немые и слепые, и они рассеянны и ленивы в поклонении Ему, совершают прелюбодеяние, мало поминают Его и мечутся между верующими и неверующими, не относясь ни к тем, ни к другим.

И они клянутся именем Его ложно, изрекая ложь. При этом они крайне трусливы, у них нет понимания религии и знания, они не веруют в Аллаха и в Судный день. И они причиняют верующим вред, и благие советы, даваемые им, приносят исключительно зло — они спешат вредить, сеять зло и распространять смуту. Они не желают, чтобы религия Аллаха возвышалась, и стремятся стереть истину.

Их печалят приходящие к верующим блага и помощь от Аллаха и радуют постигающие их беды и испытания. Они строят мусульманам козни и не желают расходовать на угодное Аллаху на Его пути. Они порицают верующих и выдвигают ложные обвинения против них. И они говорят дурное о подающих милостыню, порицая тех, кто подаёт мало, и обвиняют в совершении дел напоказ и стремлении снискать людскую похвалу тех, кто подаёт много. Они — рабы мира этого, и если им дают мирские блага, они довольны, а если не дают, то они недовольны. Они обижают Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и приписывают ему то, о чём Аллах засвидетельствовал, что в нём этого нет. И они ставят ему в вину то, что на самом деле является указанием на его совершенство и достоинство. Они стремятся снискать довольство творений, но не стремятся снискать довольство Господа миров.

Они насмехаются над верующими и радуются, когда отказываются выступать в поход вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Они ухищряются самыми разными способами, дабы освободиться от обязанностей, которые возложил на них Всевышний Аллах. Они довольны, когда у них получается избежать покорности Аллаху и Его Посланнику.

Сердца их запечатаны. И они отказываются исполнять свои обязанности перед Аллахом, имея возможность исполнять их. Они чаще других людей клянутся Аллахом, превратив эту клятву в щит, защищающий их от порицания со стороны мусульман. Таково положение лицемера: он больше всех людей приносит ложные клятвы Аллахом. Он превращает клятву свою в щит и барьер, защищающий его от порицания со стороны мусульман. О них сказано, что они — скверна, ибо они самые скверные из потомков Адама, самые нечистые и низкие. И о них сказано, что они нечестивцы и вредят верующим, и стремятся разобщить их, и помогают тем, кто сражается с верующими и выступает против Всевышнего Аллаха и Его Посланника. Они стараются уподобиться верующим в их действиях, дабы таким образом обрести возможность вредить им и сеять раздор между ними. Лицемеры всегда поступают так. Они обольстили себя собственным неверием в Аллаха и Его Посланника и строят козни мусульманам.

Таков обычай лицемеров во все времена. Они сомневаются в религии и не верят в её истинность. Их обольстили ложные мечтания, и шайтан, и то, что телами своими они превосходят других людей, и видящий тела их и слушающий речи их изумляется, но если посмотреть дальше их тел и речей, то увидишь лишь прислонённые деревяшки — ни веры, ни понимания религии, ни знания, ни правдивости. Всего лишь деревяшка, прикрытая тем, что восхищает смотрящего, — и больше ничего.

Когда им предлагают раскаяться и попросить у Всевышнего Аллаха прощения, они отказываются, утверждая, что У них нет нужды в этом — либо потому что их ересь и глубокое невежество избавляют их от потребности в этом и в проявлениях покорности Аллаху вообще (а таково положение многих), либо из пренебрежения к тем, кто призывает их к этому. Всевышний Аллах сказал о них, что они насмехаются над Ним, Его аятами и Его Посланником, и что они — преступники, и они побуждают к порицаемому и удерживают от одобряемого, воздерживаются от расходования на угодное Аллаху, не поминают Его, и что они демонстрируют лояльность по отношению к неверующим и оставляют верующих.

Шайтан одолел их так, что заставил их забыть о поминании Аллаха, и потому они поминают Его лишь изредка, и они — партия шайтана. Они любят тех, кто противится Аллаху и Его Посланнику, и желают верующим бед и затруднений. Ненависть изливается из уст их. И они говорят не то, что в сердцах их. К качествам лицемеров, упомянутым Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), относится и то, что, говоря, они лгут, когда им доверяют, они поступают вероломно, обещая, не исполняют своих обещаний, ведя тяжбу, поступают нечестиво, обязуясь, нарушают свои обязательства. И они откладывают совершение молитвы на самый конец отведённого для неё времени, а потом совершают её поспешно, второпях, и они отказываются посещать коллективные молитвы, а самыми тяжкими для них являются вечерняя (‘иша) и утренняя (фаджр) молитвы.

Также к качествам лицемеров, упомянутым Аллахом, относится то, что они скупятся на добро для верующих, трусливы при виде опасности, а когда опасность проходит и приходит безопасность, они направляют свои острые языки против верующих, — а у них самые острые языки.

Когда грозит опасность, то, что они скрывают в своей груди, выходит наружу, а в дни безопасности они надёжно скрывают это. Когда мусульман постигает то, что внушает страх, скорпионы их сердец начинают шевелиться и тайное становится явным.

Наши рекомендации