А потворствующий скверным образом говорит в подобном случае: «Ничего страшного, просто сокрой эту язву от людей какой-нибудь тряпочкой и не обращай на нее внимания».
И эта язва разрастается до тех пор, пока не начнет причинять очень серьезный вред.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СМИРЕНИЕМ ВЕРЫ И СМИРЕНИЕМ ЛИЦЕМЕРИЯ
Различия между смирением веры и смирением лицемерия заключаются в том, что смирение веры – это смирение сердца пред Аллахом посредством возвеличивания, почитания Его, благоговейного страха перед Ним и стыдливости. Сердце оказывается сломленным страхом, застенчивостью, любовью, стыдливостью, осознанием приходящих к нему милостей Аллаха и собственных преступлений. Сердце непременно смиряется, и органы тела следуют за ним в этом смирении.
А смирение лицемерия – это наигранное, показное смирение органов тела, тогда как в сердце у их обладателя смирения нет. Кто-то из сподвижников говорил: «Прошу у Аллаха защиты от смирения лицемерия». Его спросили: «А что такое смирение лицемерия?» Он ответил: «Когда тело выглядит смиренным, а в сердце нет смирения».
Смиренный пред Аллахом – раб, в котором потушено пламя страстей, и грудь его освобождена от дыма их. В груди его ясно и она озарена светом величия. Страсти души его умерли от страха и благоговения, которыми она наполнена. И органы тела его успокоены. Сердце исполнено торжественного спокойствия, всецело предавшись Аллаху и поминанию Его и ощущая снизошедшее на него умиротворение.
Сердце смиренного подобно низине, в которой собирается вода и остается там. Признаком этого является то, что оно совершает земной поклон Господу своему, возвеличивая Его, исполненное смирения и кротости пред Ним, и не поднимается из этого поклона, пока не встретится со своим Господом. Что же касается высокомерного сердца, то оно превозносится из-за наполняющего его высокомерия и подобно возвышающемуся участку земли, который не задерживает воду.
Таково смирение веры. Что же касается того случая, когда человек ведет себя как полумертвый, то есть смирение лицемерия, то это показная неподвижность органов тела, тогда как душа человека молода и свежа, полна страстей и желаний. Внешне он смиренен, а внутри у него – ядовитая змея и хищный лев, подстерегающие свою жертву.
См. «Ар-Рух»
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СКРОМНОСТЬЮ И УНИЖЕННОСТЬЮ
Различия между скромностью и униженностью заключаются в том, что скромность рождается от знания Всевышнего Аллаха, Его имен, качеств и величественных описаний, возвеличивания Его и любви к Нему, с одной стороны, и от подробного знания души своей и изъянов собственных деяний и пороков своих, с другой стороны.
От этого сочетания рождается качество, которое называется скромность. Это смирение сердца пред Аллахом, и принижение себя, и милосердие по отношению к Его рабам. Скромный человек не считает, что ему кто-то что-то должен и у кого-то есть какие-то обязанности перед ним. Напротив, он считает, что это он в долгу перед другими и у него есть обязанности перед ними. Этим качеством Всевышний Аллах наделяет тех, кого Он любит, кому оказывает почет и приближает к Себе.
А униженность – это низость (души и помыслов) и добровольное унижение ради снискания мирских благ и удовлетворения страстей. Это униженность никчемных, стремящихся (любым способом) доставлять себе наслаждения, это униженность объекта действия перед совершающим действие. Это униженность того, кто хлопочет об обретении всяких мирских благ, перед человеком, от которого он ожидает получить долю. Все это бесполезное самоунижение, а не скромность. А Всевышний Аллах любит скромность, но Ему ненавистно бесполезное самоунижение.
В достоверном хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Всевышний Аллах внушил мне, что вы должны быть скромными и не должны поступать друг с другом несправедливо и превозноситься друг над другом» (Абу Дауд, 4985).
Похвальная скромность бывает двух видов. Вид первый: скромность, выражающаяся в исполнении велений Всевышнего и соблюдении Его запретов, ибо, поистине, душа всегда стремится к отдыху и потому не спешит с исполнением велений, как бы противясь им и стараясь убежать от подчиненности Аллаху (убудийя). И она медлит с соблюдением запретов, стремясь обрести запрещенное. И когда раб Аллаха проявляет скромность, принижая свою душу и заставляя ее исполнять веления и соблюдать запреты, то это скромность подчиненности Аллаху (убудийя).
Вид второй: скромность перед величием Господа и смирение пред могуществом Его. Всякий раз как душа его пытается возвыситься, человек вспоминает о величии Всевышнего Господа и о том, что величие это присуще только Ему, и о том, как сильно гневается Он на тех, кто пытается оспаривать у Него это величие.
И душа его преисполняется скромности пред Ним и смиряется пред величием Его, преисполнена благоговения перед Ним и покорности Его владычеству. Это предел скромности. Этот вид предполагает и наличие первого вида, но нельзя сказать, что верно и обратное. По-настоящему же скромен тот, кому дарована скромность двух видов.
См. «ар-Рух»