То есть что, как вы думаете, Он сделает с вами, когда вы встретитесь с Ним, притом что вы поклонялись не Ему?

Кто задумается над этим по-настоящему, поймет, что думать об Аллахе благое и совершать благие дела – это, по сути, одно и то же. Ведь раба Аллаха побуждает к совершению благих дел то, что он ожидает от Аллаха благого – что Он вознаградит его за его благие деяния и примет их от него. То есть к совершению благих деяний его подталкивают благие мысли об Аллахе. Чем лучше он думает об Аллахе, тем лучше его деяния.

А думать об Аллахе благое и при этом следовать своим страстям – слабость. Шаддад ибн Аус передает, что Пророк ﷺ сказал:

«Благоразумен тот, кто сдерживает душу свою и трудится ради того, что после смерти, и слаб тот, кто позволяет душе своей следовать ее страстям и при этом безосновательно ждет (разных благ) от Аллаха».

Если говорить в общем, то благие мысли об Аллахе должны сопровождаться созданием причин для спасения. Если же человек создает причины для собственной гибели, то это никак не сочетается с благими мыслями о Всевышнем Аллахе.

Кто-то может сказать: мол, это все-таки сочетается, если человек надеется на безграничное прощение, милость, снисходительность и щедрость Аллаха и на то, что милость Его опережает гнев Его и что Ему не приносит пользы то, что Он подвергнет кого-то наказанию, и не вредит то, что Он прощает кого-то.

Ответить можно следующим образом: все так, и Аллах более великий, великодушный, щедрый и милостивый, чем о Нем думают. Однако все эти Свои качества Он проявляет только там, где они должны быть проявлены. Поистине, Ему, Всевышнему, присущи и такие качества, как мудрость, могущество, отмщение, суровая хватка, и Он карает тех, кто заслуживает кары.

И если бы благие мысли об Аллахе основывались просто на Его качествах и именах, то в этом были бы равны благочестивый и нечестивый, верующий и неверующий, Его приближенный и Его враг. Преступнику не приносят пользы Его имена и качества, когда он навлек на себя Его недовольство, гнев и проклятие, совершая запретное и преступая установленные Им ограничения.

Благие мысли об Аллахе приносят пользу тем, кто раскаялся, пожалел о содеянном и перестал грешить, сменив скверные дела благими, и наполнил остаток жизни своей благом и покорностью Аллаху и после этого думает благое об Аллахе. Вот это и есть благие мысли об Аллахе, а описанное ранее – обольщение.

А Аллах – Тот, Кого просят о помощи.

И не считай этот раздел слишком большим, ибо, поистине, потребность в нем огромна у каждого, кто различает благие мысли об Аллахе и обольщении.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха (2:218).

Он сказал о них, что они обладатели надежды, в отличие от бездельников и нечестивцев.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение». (16:110).

Всевышний Аллах сообщил, что Он и после всех этих их поступков остается Прощающим, Милостивым по отношению к тем, кто совершает их. Обладающий знанием прибегает к надежде там, где к ней следует прибегать, а обольщенный невежда прибегает к ней не там, где к ней следует прибегать.

См. «Ад-да’уа дауа’»

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПОТВОРСТВОМ БЛАГИМ И СКВЕРНЫМ

Потворство бывает похвальным и порицаемым.

Похвально оно, когда человек проявляет мягкость и деликатность по отношению к другому, дабы побудить его к истине или отвратить его от ложного.

И оно скверно, когда человек потворствует другому с целью укрепить его приверженность ложному и поощрить его и дальше следовать своим страстям.

Похвальное потворство предназначено для верующих. А порицаемое – для лицемеров.

Можно привести наглядный пример.

У одного человека есть язва, которая причиняет ему боль. И вот он приходит к опытному и сострадательному лекарю, который, осмотрев его язву, осторожно размягчает ее, и когда она размягчиться достаточно, осторожно приступает к ее лечению.

Удалив из нее ее содержимое, он накладывает на нее лекарства и мази, которые не дают ране воспаляться и убирают остатки язвы, а потом накладывает на нее мази, способствующие заживлению раны.

Затем, после заживления, он посыпает ее порошком, который вбирает влагу, и накладывает повязку. И так он поступает до тех пор, пока рана полностью не заживет.

Наши рекомендации