Различия между тем случаем, когда человек думает об аллахе благое, и обольщением
Некоторые люди положились на переданные Пророком ﷺ слова Всевышнего: «Я таков, как думает обо Мне раб Мой, так пусть же он думает обо Мне, что пожелает». То есть, как он думает обо Мне, так Я и поступлю с ним. Не приходится сомневаться в том, что человек, думая об Аллахе благое, сам вершит благие дела.
Совершающий благие деяния думает об Аллахе благое в том смысле, что он ожидает от Господа своего, что Он воздаст ему благом за его благодеяние и непременно исполнит Свое обещание, примет его покаяние.
Что же касается творящего зло, упорствующего в совершении тяжких грехов, несправедливости и противоречии велениям Господа, то ощущение отдаленности от Него, вызываемое ослушанием, несправедливостью и совершением запретного, мешает ему думать благое о Господе своем.
Поистине, беглый, скверно поступающий раб, вышедший из покорности господину своему, не думает о нем хорошо. Невозможно совместить ощущение отдаленности от Него, вызванное скверными поступками, с благими мыслями об Аллахе. Совершающий скверные поступки чувствует отдаленность от Аллаха соответственно своим скверным поступкам.
Самые благие мысли о Господе у наиболее покорных Ему. Как сказал аль-Хасан аль-Басри: «Поистине, верующий думает благое о Господе своем и совершает благие дела. И поистине, нечестивец скверно думает о Господе своем и совершает скверные поступки».
Да и как будет думать хорошее о Господе своем тот, кто бежит от Него, упорно совершающий то, что вызывает Его недовольство и гнев, навлекающий на себя проклятие Его, пренебрежительно относящийся к Его правам и повелениям и не исполняющий их, и так же пренебрежительно относящийся к запретам Его и упорствующий в их нарушении?
Как будет думать хорошее о Господе своем тот, кто открыто воюет с Ним и враждует с Его приближенными, благосклонно относится к Его врагам, отрицает Его качества, скверно думает об описаниях, которые Он дал Себе и которые дал Ему Его Посланник ﷺ, полагая по невежеству своему, что принять их как есть – заблуждение и неверие?
И как будет думать он хорошее о Том, Кто, по его мнению, не говорит, не повелевает, не запрещает, не проявляет довольства, не гневается? Всевышний Аллах сказал о тех, кто поставил под сомнение способность Аллаха слышать абсолютно все:
«Эти ваши предположения, которые вы делали о вашем Господе, погубили вас, и вы оказались одними из потерпевших убыток» (41:23).
Когда они решили, что Аллаху не известно многое из того, что знают они, это означало, что они скверно думали о Господе своем, что и погубило их. То же самое происходит со всяким, кто отрицает Его качества и описания, свидетельствующие о Его совершенстве и величии, и приписывают Ему то, что не приличествует Ему. Если такой человек думает, что Аллах введет Его в Рай, то это обольщение и обман, исходящий от его собственной души, а также посулы шайтана, а не благие мысли о Господе.
Поразмышляй же на эту тему, подумай о том, как велика потребность в этом и как уживается убежденность в сердце раба Аллаха в том, что он встретится с Аллахом и что Аллах слышит его слова и видит его, где бы он ни был, и знает о нем все тайное и явное и не укрывается от Него ничего, даже самое потаенное из дел его, и что он предстанет перед Ним и будет спрошен обо всем, что делал, - как уживается эта убежденность с тем, что он всячески навлекает на себя недовольство Его и не исполняет веления Его и не соблюдает права Его и при этом он ожидает от Него благого?
Разве это не обман душ и не обольщение в виде пустых мечтаний? Абу Умама Сахль ибн Хунайф сказал: «Как-то я зашел вместе с Урвой ибн аз-Зубейром к Аише (да будет доволен ею Аллах), и она сказала: «Если бы вы видели Посланника Аллаха ﷺ, когда он заболел: у него было шесть или семь динаров, и Посланник Аллаха ﷺ велел мне раздать их. Однако болезнь Посланника Аллаха ﷺ отвлекла меня от этого до тех пор, пока Аллах не исцелил его. Затем он спросил меня о них, сказав: «Как ты поступила? Ты раздала шесть динаров?» Я ответила: «Нет. Клянусь Аллахом, меня заняла болезнь твоя». И он велел принести их, положил на свою ладонь и сказал: «Чего мог бы ожидать пророк Аллаха, если бы он встретил Аллаха притом, что эти (деньги все еще) у него?». А в другой версии говорится: «Чего мог бы ожидать Мухаммад от Господа своего, если бы он встретил Аллаха притом, что эти (деньги всё ещё) у него?» (Ахмад).
И действительно, чего ожидают от Аллаха совершающие тяжкие грехи и творящие несправедливость, когда встретятся с Ним, принеся с собой все те обиды, которые они нанесли Его рабам? Если бы им могли принести пользу их слова: «Мы думали о Тебе благое – что ты не станешь наказывать ни несправедливого, ни нечестивца», - то каждый мог бы делать, что хочет, и нарушать все запреты Аллаха – ему достаточно было бы просто думать об Аллахе хорошее – что Огонь не коснется его.
Пречист Аллах! До чего же может дойти раб Аллаха в своем обольщении!
Пророк Ибрахим ﷺ сказал: «Неужели вы жаждете других богов, помимо Аллаха, измышляя ложь? И что вы думаете о Господе миров?» (37:86-87).