Это шесть видов любви творений.

См. «Игасат аль-ляхфан»

ПРОЧНОЕ СТРОЕНИЕ

Кто желает возвысить строение своё, тот должен укрепить основу его, сделать её прочной и уделять ей внимание, ибо высота здания напрямую связана с прочностью и крепостью фундамента.

Деяния и степени — строение, и основание его — вера, и если основание прочное, то на нём можно возвести высокое строение, и даже если что-то в этом строении разрушится, это нетрудно будет восстановить. А если основание непрочное, то строение не удастся сделать высоким и прочным, и если часть его основания разрушится, то обрушится всё строение или же оно будет готово обрушиться.

Знающий стремится укрепить основание и сделать его прочным. А невежественный строит высокое строение без фундамента и оно быстро разрушается.

Всевышний Аллах сказал: «Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны?» (сура 9 «Покаяние», аят 109).

Основание для строения деяний подобно силе для тела человека. Если человек силён, то эта сила будет поддерживать его тело и убережёт его от многих недугов. Если же человек слаб, то тело его будет слабым, и недуги будут постигать его один за другим.

Возводи же своё строение на прочном фундаменте веры, ибо если что-то и разрушится в верхней части строения или на его крыше, то восстановить это будет легче, чем если разрушится основание.

Основанием являются две вещи: правильное знание об Аллахе, Его велениях, именах и качествах; и чистая покорность Ему и Его Посланнику, и никому иному. Это прочнейшее основание, на котором раб Аллаха может возвести своё строение, и высота его будет соответствовать крепости основания.

Укрепляй же основание, сохраняй силу, постоянно отдаляйся от всего, что может причинить тебе вред, выплёскивай наружу то лишнее, что накопилось в тебе. Будь умеренным, и ты достигнешь желаемого. А если силы мало, скверная материя присутствует, а выплеска её нет, то:

Распрощайся ты с жизнью своей, ибо поистине,

Она сообщает тебе, что с тобою прощается...

И когда строительство завершено, то побели здание благонравием и благодеянием по отношению к людям, а потом обнеси его забором предосторожности, дабы враг не смог подобраться к нему и не было у него уязвимых мест, через которые можно это сделать. А потом повесь занавески на двери его, после чего запри самую большую дверь на замок молчания о том, скверных последствий чего ты опасаешься.

А потом сделай для него ключ из поминания Аллаха, с помощью которого ты сможешь открывать и закрывать её, и если ты откроешь дверь, то откроешь её этим ключом, а если закроешь,

То закроешь также этим ключом. Так ты построишь крепость, в которой сможешь укрыться от своих врагов, и даже если враг подойдёт к этой крепости и обойдёт её со всех сторон, он не найдёт входа и поймёт, что ему не добраться до тебя.

После этого время от времени постоянно заботься о своей крепости, потому что враг, поняв, что к тебе не войти через двери, будет делать в твоей крепости дыры молотом грехов. И если ты позволишь ему делать это, то он доберётся до тебя, воспользовавшись этими дырами, и окажется вместе с тобой в твоей крепости, и потом тебе уже будет очень сложно изгнать его оттуда.

После этого случится одно из трёх: либо он победит тебя и завладеет твоей крепостью, либо он поселится в ней вместе с тобой, либо противостояние с ним отвлечёт тебя от того, в чём польза для тебя, и тебе придётся заниматься заделыванием дыр в своей крепости и приводить её в порядок.

Если он войдёт к тебе через дыры, проделанные в твоей крепости, то принесёт с собой три беды: приведёт в негодность твою крепость, набросится на имеющиеся в ней ценности и сокровища и укажет грабителям из числа своих соплеменников на уязвимые места {его крепости, через которые можно пробраться внутрь].

И враг будет атаковать крепость раз за разом до тех пор, пока не ослабит её владельца и пока решимость его не истощится, и тогда он добровольно сдаст крепость, позволив ему войти в неё.

Таково положение большинства душ в их противостоянии с врагом. Поэтому вы видите, как они вызывают недовольство своего Господа ради довольства душ своих или ради творения, подобного им самим, которое не способно отвести от них вред или принести им пользу. И занятые приобретением имущества, они забывают приобретать религию и губят души свои ради того, что не пробудет у них долго.

Они стремятся к благам мира этого, который отвернулся от них, и при этом равнодушны к миру вечному, который уже идёт к ним. И они противоречат Господу своему, потакая страстям своим. Они полагаются на жизнь эту, забывая о смерти. И они помнят о своих страстях и удовольствиях и при этом забывают о том, что заповедовал им Аллах.

И они уделяют внимание тому, что Аллах гарантировал им, но не уделяют внимания тому, что Аллах повелел им, и они радуются миру этому и печалятся из-за упущенных мирских благ, но не печалятся, упуская Рай со всем, что в нём, и они не радуются вере так, как радуются дирхемам и динарам.

И они портят истину ложью, следование прямым путём — заблуждением, а одобряемое — порицаемым, и смешивают свою веру с сомнениями, и дозволенное — с запретным. Они колеблются, растерянно переходя от одних мнений и идей к другим, и оставляют руководство Аллаха, которое Он даровал им.

Удивительно, но враг этот использует хозяина крепости, побуждая его разрушать свою крепость собственными руками!

См. "Фаваид"

ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

К непременным составляющим спроса с души своей относится знание тобою своих обязанностей перед Аллахом: подчиненностью Ему (убудийя), покорности Ему и отказа от ослушания Его. Ты должен знать свои права и обязанности.

Ты имеешь право на разрешенное Шариатом. У тебя есть обязанности и права. Исполняй же свои обязанности, и тогда права твои также будут соблюдаться. Ты должен знать свои права и обязанности и соблюдать право каждого обладающего правом.

Многие люди относят многие свои обязанности к разряду своих прав и думают, совершать им данное действие или отказаться от его совершения. А совершая его, такой человек считает, что он сделал одолжение, а не исполнил обязанность.

В противоположность им есть люди, которые, наоборот, многие из своих прав относят к категории того, что человек обязан делать и от чего он обязан отказываться. Такой поклоняется Аллаху посредством оставления того, что он имеет право совершать, например, отказываясь от многого из разрешенного, поскольку считает это своей обязанностью. Или же он поклоняется Аллаху посредством совершения того, что он имеет право не совершать, считая это своей обязанностью.

Пример первый: человек, которые поклоняется Аллаху посредством отказа от вступления в брак или отказа от употребления в пищу мяса или фруктов. Или же человек отказывается от хорошей еды и одежды и считает, по невежеству своему, это оставление своей обязанностью. Или же он считает отказ от этих действий одним из лучших средств приближения к Аллаху и проявлений покорности Ему.

Пророк ﷺ осудил того, кто утверждал подобное. В достоверном хадисе упоминается о том, что несколько человек из числа сподвижников Пророка ﷺ спросили о его тайном поклонении и повели себя так, словно им показалось, что это слишком мало. Один из них сказал: мол, я никогда не буду есть мясо. Другой сказал: мол, я не стану жениться. А другой сказал: мол, а я не буду спать не постели.

Пророку ﷺ стало известно об их словах, и он обратился к людям с речью, сказав: «Что с людьми, почему один из них говорит: мол, я не стану есть мясо. А другой говорит: мол, а я не стану жениться. А третий говорит: мол, а я не стану спать на постели. А ведь я женюсь и ем мясо, и иногда сплю, а иногда выстаиваю молитву, иногда пощусь, а иногда не соблюдаю пост, и кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет ко мне отношения» (аль-Бухари, 5063; Муслим, 1401).

Таким образом, он отрекся от того, кто отказывается следовать его Сунне и поклоняется Аллаху посредством оставления тех благ, которые Аллах сделал дозволенными для Своих рабов, считая отказ от этих благ поклонением. Такой человек не различает свои обязанности и права.

Пример второй: человек, который поклоняется Аллаху посредством действий, которые являются нововведениями. Он считает, что они приблизят его к Аллаху и помогут ему открыть для себя Божественные истины. Однако ничего подобного не произойдет без сопутствующих обстоятельств. И он поклоняется Аллаху, создавая эти обстоятельства посредством совершения определенных действий и отказа от совершения других. И он считает это своей обязанностью, тогда как на самом деле это его право и он имеет полное право эти действия не совершать.

См. «Мадаридж ас-саликин»

УКАЗАНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ВО СНЕ

Сновидения – одна из частей пророчества и одна из разновидностей откровения, основанная на аналогии и примерах, и неосязаемое в них обретает образ осязаемого. Так, при толковании снов одежду, например рубаху, истолковывают как указание на религию, и то, длинная рубаха или короткая, чистая она или грязная, указывает на состояние религии человека.

Пророк ﷺ увиденную во сне рубаху истолковывал как религию и знание. Сходство в том, что и то, и другое покрывает своего обладателя и украшает его в глазах людей. Рубаха покрывает тело человека, а знание и религия покрывают дух его и сердце его и служат ему украшением в глазах людей.

Еще один пример – толковать молоко как указание на изначальную природу человека, поскольку и то, и другое по сути питание, несущее жизнь и совершенство. Если ребенка предоставить самому себе и на его изначальную склонность к молоку ничто не повлияло, то он будет предпочитать молоко всему остальному в соответствии со своей изначальной природой. Так же и изначальная склонность человека к исламу, с которой Аллах сотворил людей.

Еще один пример – истолкование коров как приверженцев религии и блага, которые преображают землю. Так же и коровы: они не причиняют зла, но приносят много блага, и земля и ее обитатели очень нуждаются в них. Поэтому когда Пророк ﷺ увидел во сне коров, которых режут – это было указанием на заклание, затронувшее его сподвижников.

Еще один пример – истолкование посевов и пашни как указание на деяния, поскольку совершающий деяния сеет благо и зло и он непременно пожнет то, что посеял, как это происходит с обычным сеятелем. Мир этот – пашня. А деяния – семена, и Судный день – день сбора урожая.

Еще один пример – истолкование отрубленного и прислоненного к чему-то куска дерева как указание на лицемеров. Они похожи тем, что в лицемере нет духа и он не дает ни тени, ни плодов. Он подобен деревяшке, которая обладает теми же свойствами. Поэтому Всевышний Аллах сравнил лицемеров с прислоненной к чему-то деревяшкой. Ведь они представляют собой тела, лишенные веры и блага.

А то, что этот кусок дерева прислоненный, - это еще одна важная тонкость, потому что, когда кусок дерева используют, его помещают в потолок, стену или иное место, где он, как ожидается, должен принести пользу. Ели же он оставлен просто так и его никак не используют, то такие куски дерева просто прислоняют друг к другу. И лицемеры подобны кускам дерева, находящимся как раз в этом положении – когда их никак не используют.

Другой пример – истолкование огня как указание на смуту, поскольку и то, и другое портит то, чего касается. Огонь сжигает обстановку дома, вещи и тела, а смута сжигает сердца, религию и веру.

Еще один пример – истолкование звезд как указание на ученых и благородных людей, потому что руководство людьми осуществляют как раз они, и благородные возвышаются среди людей подобно звездам.

Еще один пример – истолкование дождя как указание на милость, знание и Коран, мудрость и благополучие людей.

Другой пример – истолкование выхода крови как указание на уход имущества. Они похожи тем, что для жизни тела необходимо то и другое.

Другой пример – осквернение понимают как указание на грех. Малое осквернение символизирует малый грех, а большое осквернение – тяжкий грех.

Другой пример – железо и разные виды оружия истолковываются как указание на силу и победу – в зависимости от вида и качества этого оружия.

Другой пример – благоухание истолковывается как указание на добрую славу, благие слова и дела. А зловоние понимается как указание на нечто противоположное упомянутому.

Весы – указание на справедливость, саранча – указание на воинство и огромную толпу, часто которой схлестываются друг с другом. Пчела – указание на того, кто питается благим и совершает праведные деяния. Петух символизирует человека с возвышенными стремлениями. Змея –указание на врага либо приверженца нововведения, которого его губит собственный яд. Насекомые символизируют ничтожных людей. Крот – указание на слепого человека, который просит у людей.

Волк символизирует тирана, несправедливого, вероломного, нечестивого человека. Лиса символизирует человека вероломного, коварного, хитрого, отклоняющегося от истины. Собака символизирует слабого врага, очень шумного, бранящегося, в словах которого много зла, или приверженца нововведений, следующего своим страстям, предпочитающего их своей религии.

Кошка символизирует раба или слугу, который обходит обитателей дома. Мышь – указание на скверную, нечестивую женщину. Лев символизирует властного, одолевающего других человека. А баран символизирует человека неприступного и неподатливого, за которым следуют другие.

См. «И’лям аль-мувакы’ин»

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Важные различения

Наши рекомендации