Аль-Харави скзал: «И он (правдивый и искренний) не смотрит на роскошь послаблений».
Потому что он, учитывая полноту его искренности, силу его воли и его стремление вперед, заставляет себя исполнять изначальные веления и не смотрит на роскошь, которая в послаблениях.
Здесь необходимо подробное разъяснение, ибо, поистине, искренний трудится, дабы снискать довольство Всевышнего и любовь Его, и если послабления Он любит больше, то принимать заключенное в них облегчение – это и есть самая настоящая искренность. Когда человек отказывается от поста, сокращает молитву и объединяет две молитвы, если в этом есть потребность, делает молитву более короткой, если он занят, и принимает другие послабления, в отношении которых Всевышний Аллах желает, чтобы пользовались ими, то принятие облегчения, в них заключенного, никак не противоречит искренности.
Здесь есть важная тонкость. Когда человек принимает послабление, желая сделать облегчение и устроить отдых себе, и когда он делает это, следуя велению Всевышнего и делая то, что Он любит, - это два разных случая. Однако даже если он делает это ради того, чтобы сделать себе облегчение и обеспечить себе отдых, это не противоречит искренности, поскольку это и есть назначение послабления. И пользуясь послаблением, верующий чувствует милость, которую Аллах оказывает Своему рабу, и поклоняется Ему посредством Его имен аль-Барр (Великодушный, Милостивый), аль-Лятыф ( Проницательный, Добрый), аль-Мухсин (Благодетель), ар-Рафик (Мягкий, Сострадательный, Приносящий благо и пользу), и поистине, Он – Мягкий и любит мягкость.
В достоверном хадисе говорится: «Когда бы ни случалось Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выбирать между двумя делами, он непременно выбирал самое легкое из них, если только к нем не было греха» (аль-Бухари, 6786; Муслим, 2327).
В этом заключается дух поклонения посредством имен Всевышнего ар-Рафик и аль-Лятыф, и это помогает дать сердцу небольшой отдых, дабы оно могло собраться с силами и заняться другим поклонением. Ведь сердце постоянно перемещается от одной стоянки поклонения к другой. Принимая послабление, сделанное ему его Возлюбленным, он готовится таким образом с его помощью к новому выражении подчиненности Ему (убудийя). И бывает, что отказ от послабления может помешать верующему совершить поклонение, более угодное Аллаху, нежели то, ради которого он отказался от этого послабления.
Например, человек соблюдает пост в пути и это мешает ему прислуживать своим спутникам, а не соблюдающий пост тем временем ставит палатки, поит животных и занимается поклажей. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о таких: «Сегодня те, кто не постился, забрали всю награду» (аль-Бухари, 2890; Муслим, 1119).
Что же касается послаблений, в основе которых лежит истолкование, различия между мазхабами и мнения, которые могут быть правильными, а могут быть ошибочными, то принимать их – это явная бездеятельность, и это противоречит искренности.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ЛЮБОВЬ К ЖЕНЕ
Полезная любовь – это любовь к жене, поскольку эта любовь способствует браку, который узаконил Аллах, дабы он помогал мужчине сохранять собственное целомудрие и целомудрие своей супруги, и он стремился лишь к ней вместо остального, запретного, и она стремилась только к нему вместо остального, запретного.
Чем полнее и сильнее взаимная любовь супругов, тем полнее и совершеннее достигается эта цель. Всевышний Аллах сказал:
«Он – Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу, чтобы он нашел у нее покой» (7:189).
Всевышний Аллах сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21).
В достоверном хадисе упоминается о том, что Посланник Аллаха ﷺ спросили: «Кого из людей ты любишь больше всего?» Он ответил: «Аишу» (аль-Бухари, 3662; Муслим, 2384).
Поэтому Масрук говорил, когда упоминал о ней: «Рассказала мне правдивейшая, дочь правдивейшего, любимица Посланника Аллаха ﷺ, оправданная из-за семи небес».
И в достоверным же путем передается хадис, в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из того, что есть в этом вашем мире, мне была внушена любовь к женщинам и благовониям, а отрадой глаз моих была сделана молитва» (ан-Насаи, 3940).
И мужчина не заслуживает порицания за свою любовь и страсть к жене, если только это не отвлекает его от любви, приносящей большую пользу, - любви к Аллаху и Его посланнику, и не вытесняет эту любовь. Ведь, поистине, всякая любовь, вытесняющая любовь к Аллаху и Его посланнику, ослабляющая и уменьшающая ее, порицаема.
Если же любовь способствует любви к Аллаху и Его посланнику и относится к усиливающим ее факторам, то она похвальна. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ любил прозладное сладкое питье, сладкую еду и мед. И он любил лошадей. И его любимой одеждой была рубаха. И он любил тыкву.
Подобная любовь не вытесняет любовь к Аллаху. Она вполне может способствовать тому, что все помыслы человека будут устремлены к Аллаху и сердце его сосредоточиться на любви к Нему. Это естественная любовь, которая следует за намерением своего обладателя и целью, с которой он совершает то, что любит.
Если человек делает это с намерением набраться сил для исполнения веления Всевышнего Аллаха и покорности Ему, то это становится приближением к Аллаху. Если же он делает это , просто подчиняясь зову своей натуры и идя на поводу у своих склонностей, то ему не будет ни награды, ни наказания, хотя при этом он и лишается степени того, кто посредством того же действия приближается к Аллаху.
Полезная любовь бывает трех видов:
- это любовь к Аллаху,
- любовь ради Аллаха и
- любовь тому, что помогает человеку быть покорным Всевышнему Аллаху и избегать ослушания Его.
Вредная любовь также бывает трех видов:
- это любовь к кому-то наряду с Аллахом,
- любовь к тому, что ненавистно Всевышнему Аллаху и
- любовь к чему-то, лишающая человека любви к Аллаху либо уменьшающая эту любовь.