Искушение не соответствующих истине утверждений и спасение от них
Искушение бывает двух видов: искушение не соответствующих истине утверждений, которое является наиболее серьезным из двух искушений, и искушение страстей.
Порой раба Аллаха постигают оба искушения, а порой – одно из них.
Искушение не соответствующих истине утверждений происходит из-за слабости способности видеть истину и недостатка знания, особенно если к этому примешиваются еще и неправильные намерения, и следования страстям. Это величайшее искушение и беда.
Можно сказать, все что угодно о заблуждении неправильного намерения, находящегося во власти страстей, а не верного руководства, если это еще и сопровождается слабой способностью видеть истину и недостаток знания о том, с чем Аллах направил Своего Посланника (салаЛлаху алейхи ва саллам).
Такой человек принадлежит к числу тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Они следуют только предположениям и тому, чего желают души» (53:23).
Всевышний Аллах также сообщил, что следование страстям заставляет человека уклониться от пути Аллаха: «О Дауд! Поистине, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Поистине, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета» (38:26).
Это искушение ведет к неверию и лицемерию. Это искушение лицемеров и приверженцев нововведений, соответствующее степени их нововведений. Все они впали в нововведения по причине искушения не соответствующих истине утверждений, в которых они не смогли отличить истину ото лжи и верное руководство от заблуждения.
От этого искушения не спасает ничто, кроме неуклонного следования за Посланником (салаЛлаху алейхи ва саллам) и обращения к (тому, что он принес) и в незначительных вопросах религии, и в важных, явных и тайных, в том, что касается убеждений и деяний, сути религии и норм ее.
Именно от него нужно получать основы веры, законы ислама и утвержденные им либо отрицаемые им качества, деяния и имена Аллаха, подобно тому, как перенимают от него люди обязанность совершения молитвы, время ее совершения и число ракаатов, размеры выплачиваемого закята и кто имеет право получать закят, обязанность совершать малое омовение, а также полное после большого осквернения и то, что касается поста в рамадане.
Не нужно делать его посланником лишь в том, что касается некоторых составляющих религии. Он – посланник во всем, в чем нуждается община, будь то знание или деяния, и все это не перенимается ни от кого, кроме него. Все верное руководство основывается на его словах и действиях и все, что лежит за их пределами, есть заблуждение.
Если человек связал сердце свое, и отвернулся от всего остального, и сравнивает все с тем, что принес Посланник (салаЛлаху алейхи ва саллам), и принимает это, если оно соответствует ему, - не потому что это сказал данный человек, а потому что это соответствует посланию Всевышнего, - и отвергает его, если оно не соответствует ему, от кого бы ни исходили эти слова, - это спасает человека от искушения не соответствующих истине утверждений.
А в противном случае его постигает это искушение в соответствии с его упущениями в этом.
Иногда это искушение возникает из-за искаженного понимания, иногда из-за ложных сообщений, иногда из-за того, что истина сокрыта от человека и ему не удается заполучить ее, а иногда из-за неправильного намерения и следования страстям, что является следствием слепоты сердца и неправильных устремлений.
См. [Игасат аль-ляхфан]
ДВА ВЕЛИКИХ БЕДСТВИЯ
Остерегайтесь двух великих действий, последствия которых весьма скверны.
Первое: отвергать истину, потому что она противоречит страстям твоим. За это ты будешь наказан изменением сердца твоего, так что ты будешь отвергать истину, что бы из нее ни пришло к тебе, и не принимать ее, за исключением тех случаев, когда она приходит к тебе в образе страстей твоих.
Всевышний Аллах сказал:
«Мы отворачиваем их сердца и взоры, поскольку они не уверовали в него в первый раз» (6:110).
То есть Он наказал их за то, что они отвергли истину в первый раз, отвернув их сердца и взоры.
Второе: пренебрежительное отношение к велению, когда приходит время исполнять его. Если ты пренебрежительно относишься к Его велениям, то Аллах в наказание внушит тебе нежелание делать то, что помогает снискать Его довольство и исполнять Его веления.
Всевышний Аллах сказал:
«Если Аллах возвратит тебя к некоторым из них, и они попросят у тебя дозволения отправиться в поход, то скажи: «Вы никогда не отправитесь со мной в поход и никогда не будете сражаться вместе со мной против врага. Вы были довольны тем, что отсиделись в первый раз. Посему отсиживайтесь вместе с теми, кто остается». (9:83).