Того, кто избежал этих двух великих бедствий и испытаний, можно поздравить с благополучием.

См. [Игасат аль-ляхфан]

Я, ЕСТЬ У МЕНЯ, У МЕНЯ

«Остерегайтесь того, что одолеют вас «я», «есть у меня» и «у меня». Этими тремя фразами были испытаны Иблис, Фараон и Къарун. «Я лучше него» (сура 7 " Преграды", аят 12)

Это Иблис. «Мне принадлежит власть над Египтом» (сура 43 "Украшения", аят 51) Это Фараон. «Всё это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю» (сура 28 "Рассказ", аят 78) — это Къарун.

Наилучшее употребление слова «я» — помещение его в слова: «Я — раб грешный, ошибающийся, испрашивающий прощения, признающий грех свой...» И так далее в том же духе. Лучшее употребление слов «есть у меня» — «есть у меня грех», «есть у меня преступление», «есть у меня потребность в Господе, необходимость в Нём и униженность» и так далее. Лучшее употребление слов «у меня» — «прости мне совершённое мною всерьёз и в шутку, не нарочно и умышленно, ибо всё это есть у меня.

См. [Зад аль-ма’ад]

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Жизненная программа

ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ

Обоснования их таковы.

Обоснование первое:

Всевышний Аллах сказал: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из-за вражды и по невежеству» (6:108).

Всевышний Аллах запретил поносить божества многобожников, хотя это злит их, и это выражение преданности Аллаху и унижение этих лжебогов, потому что это поношение может стать поводом для поношения Всевышнего Аллаха.

Соответственно, польза от отказа от этого поношения перевешивает пользу от поношения нами этих их божеств. Это указание, даже можно сказать, явное, на то, что следует запрещать разрешенное, если оно становится причиной для совершения запретного.

Обоснование второе:

Всевышний Аллах сказал: «И пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (24:31).

Женщинам было запрещено стучать ногами, хотя само по себе это действие относится к разрешенным, потому что этот стук может стать причиной того, что мужчины услышат позвякивание браслетов на их ногах и это будет способствовать пробуждению в них страсти по отношению к этим женщинам.

Обоснование третье:

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях» (24:58).

Всевышний Аллах повелел невольникам верующих и несовершеннолетним спрашивать позволения войти к ним в эти три промежутка времени, потому что, если они войдут внезапно, не испросив позволения, они могут увидеть те части тела, которые человек обязан скрывать от посторонних глаз, поскольку в эти три промежутка времени людей можно застать неодетыми.

Это время полуденного отдыха, время, когда человек ложится спать, и время, когда он пробуждается. И Он не велел испрашивать позволения войти в другое время, хотя в принципе нечто, не предназначенное для чужих глаз, можно увидеть и в другое время, потому что вероятность этого ничтожно мала.

Обоснование четвертое:

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не говорите Пророку: «Заботься о нас!» - а говорите: «Присматривай за нами!» (2:104)

Всевышний Аллах запретил им произносит эти слова, хотя они вкладывали в них благой смысл, дабы они не уподоблялись иудеям, которые произносили эти слова с целью поношения Пророка (салаЛлаху алейхи ва саллам), подразумевая созвучное им существительное, обозначающее «человек недалекого ума, легкомысленный».

И мусульманам было запрещено произносит эти слова из-за сходства, дабы перекрыть пути, ведущие к запретному, - то есть дабы иудеи не говорили так о Пророке (салаЛлаху алейхи ва саллам), следуя примеру мусульман, но с иными намерениями, дабы к Пророку (салаЛлаху алейхи ва саллам) не обращались со словами, которые могут иметь скверное значение.

Обоснование пятое:

Всевышний Аллах сказал: «Ступайте к фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (20:43-44).

Всевышний Аллах повелел им обращаться мягко к Его величайшему врагу, наиболее упорному в своем неверии, который более других ослушивался Его. Хотя он заслуживал суровых слов, Всевышний запретил это, дабы это не внушило фараону отвращение и нетерпимость и не помешало получению довода против него. Таким образом, Он запретил разрешенное, дабы оно не привело к тому, что ненавистно Ему, Всевышнему.

Обоснование шестое:

Всевышний Аллах запретил верующим в Мекке сражаться и повелел им прощать и проявлять снисходительность, дабы их попытки самозащиты не привели к большему злу, чем то, к которому приводит терпеливое перенесение обид.

Наши рекомендации