Причина десятая: препятствие в виде привычек и обычаев. Привычка порой оказывается столь сильной, что побеждает даже натуру. Недаром говорят, что привычка – вторая натура.
Бывает, что человек с детства слышит одни и те же слова и вырастает, будучи привержен им, впитав их сердцем и душой, подобно тому, как плоть и кости растут и развиваются за счет пищи. Человек не представляет себя в отрыве от этих убеждений. А потом приходит знание, желающее освободить сердце его от этих убеждений и изгнать их оттуда, чтобы занять их место. Однако человеку очень сложно перейти от одного к другому и избавиться от этих предрассудков.
Хотя эта причина наиболее слабая по сути своей, она самая распространенная, если говорить о ее воздействии на общины и особенно религиозных лидеров и духовенство. Большинство их, если не все, воспитывались в соответствии с определенными традициями с раннего детства, не зная ничего иного. И исключения из этого правила крайне редки. Большинство людей исповедуют какую-то религию, просто следуя традиции, и отказаться от ее в пользу другой для них то же самое, что изменить свою натуру на другую.
Мир и благословение Всевышнего Его пророкам и посланникам и особенно последнему и лучшему из них – Мухаммаду ﷺ … Как они изменяли ложные обычаи народов и переводили их от этих обычаев к вере, так что у тех сформировалась вторая натура, благодаря которой они сумели отказаться от этих скверных обычаев и своей прежней натуры!
Настолько это трудно для души, знает лишь тот, кто пробовал перевести хотя бы одного человека от его религии и ложных убеждений к истине. И да воздаст Аллах посланникам наилучшим вовознаграждением!
СМУТА СЛЕПОГО ПОДРАЖАНИЯ И ФАНАТИЧНОЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ МАЗХАБАМ
После них появились люди, которые разорвали религию свою, разделившись на секты. И вот каждая секта радуется тому, что имеет. Они не согласны друг с другом, а ведь все вернутся к Господу. Они превратили фанатичную приверженность мазхабам в религию, которую и исповедуют, и капитал, благодаря которому и ведут торговлю. А некоторые из них ограничились слепым подражанием и сказали:
«Поистине, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы пошли по их стопам» (43:23).
Обе группы остались в стороне от истины, которой надлежит следовать, и Всевышний говорит им:
«Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания» (4:123).
Аш-Шафии (да помилует его Аллах) сказал: «Мусульмане согласны в том, что человек, которому стала ясна Сунна Посланника Аллаха ﷺ (в чем-либо), не имеет права оставить ее ради чьих-то слов».
Абу Умар и другие ученые сказали: «Ученые единодушно считают, что слепо следующий (мукаллид) не может считаться ученым и что знание – это знание истины через доказательства ее». И это действительно так, как сказал Абу Умар ( да помилует его Аллах), ибо, поистине, ученые абсолютно единодушны в том, что истинное знание – это знание, получаемое с помощью доказательства, а без доказательств это слепое подражание (таклид).
Эти два согласных мнения обеспечили исключение из числа ученых фанатично следующего страстям и слепо следующего за кем-то, потому что все это наследие досталось тем, кто выше их по положению (то есть ученым, которым эти два изъяна не присущи).
Поистине, ученые – наследники пророков, и поистине, пророки не оставляли в наследство ни динара, ни дирхема – они оставляли в наследство знание, и тот, кто принимал его от них, обрел великую долю. Как же может входить в число наследников Посланника ﷺ тот, кто всеми силами старается свести принесенное им к мнению того, кому он слепо следует, растрачивая часы жизни своей на фанатизм и страсти и не чувствуя при этом, что попусту убивает время?
Поистине, это смута, которая распространилась повсеместно и ослепила людей, она устремилась к сердцам и сделала их глухими, так что люди с детства впитывали эти убеждения и умирали в старости, сохраняя приверженность им. Ради этого люди забросили Коран. Это произошло по предопределению Аллаха, записанному заранее.
Со временем эта беда получила очень широкое распространение и дошло до того, что большинство людей не знают ничего иного и считают, что это и есть знание. Они считают ищущего истину там, где ее следует искать, впавшим в искушение, и тот, кто предпочитает ее всему остальному, по их мнению, обделен.
Они расставили ловушки на пути тех, кто противоречит им, желают ему зла и приписывают ему невежество, выход за установленные Всевышним рамки и упрямство. Они сказали братьям своим: «Мы боимся, что он изменит вашу религию или из-за него станет твориться нечестие на земле».
Тот, кто ценит себя по достоинству, не должен обращать внимания на таких людей и не должен принимать то, что у них. Как только появится у него знание Сунны, он должен устремиться к нему со всей серьезностью и не заставлять себя следовать тому, чему следуют они. Ведь не успеет он моргнуть, как люди восстанут из могил и откроется то, что было в груди, и люди предстанут пред Аллахом, и каждый раб Аллаха увидит то, что он приготовил для себя, и приверженцы истины будут отделены от приверженцев ложного. И станет ясно, что те, кто отворачивался от Книги Господа своего и Сунны своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), были лжецами.
См. [И’лям аль-мувакы’ин]