Если же он сможет пройти сквозь всё это, не останавливаясь, то он будет испытан чудесами и озарениями.

Если он остановится на этом этапе, то прекратит своё движение к Аллаху и долей его станет [то, ради чего он остановился].

Если же он не остановится, то будет испытан отрешением [от мирского], любовью к отстранению от всего, что отвлекает от Истины, сладостью устремления к Аллаху и отвлечения от всего иного и любовью к уединению.

Если всё это заставит его остановиться и задержит его, то он не достигнет конца пути.

Если же он не станет останавливаться и продолжит путь, глядя на то, чего желает от него Аллах, то будет для Него рабом, который останавливается у границ того, что Он любит и что угодно Ему, где бы оно ни было и каким бы оно ни было, утомление это приносит ему или отдых, наслаждается он или испытывает боль, заставляет ли это его быть с людьми или, напротив, покинуть их.

Он не выбирает для себя ничего, кроме того, что выбирает для него Его Покровитель и Господь. Он исполняет Его веления в соответствии со своими возможностями и собственная душа значит для него слишком мало, чтобы он решился предпочесть её отдохновение и наслаждение довольству своего Господа и Его велениям.

Это раб, который прошёл свой путь до конца, и ничто не смогло помешать ему прибыть к Господу.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и содействие.

См. [Фаваид]

ЧТО МЕШАЕТ НАМ СЛЕДОВАТЬ ИСТИНЕ?

Причина первая: слабость знания.

Причина вторая: непригодность. Знание может быть совершенным, однако требуется чистота места и его пригодность для очищения и развития. Если же место не очищено и непригодно для очищения , то оно подобно гладкой каменной поверхности, с которой не смешивается вода и, соответственно, на ней не могут расти никакие растения, потому что она для этого не приспособлена и непригодна.

Если сердце ожесточилось и окаменело, не приемлет очищения и развития и на него не оказывают воздействия наставления, то ему не приносит пользы приобретаемое знание, подобно тому, как на гладкой каменной поверхности ничего не растет, сколько бы ни лил на нее дождь и сколько бы семян ни было брошено на нее.

Всевышний Аллах сказал об этой категории людей: «Поистине, те, о которых подтвердилось слово Аллаха, не уверуют, пока их не постигнут мучительные страдания, даже если им явятся любые знамения» (10:96-97).

Если сердце ожесточившееся, грубое, черствое, то знание не окажет на него никакого воздействия. И если оно больное, слабое, безвольное, лишенное твердости, силы и решительности, знание также не окажет на него никакого воздействия.

Причина третья: существование препятствия. Это может быть зависть или высокомерие. Это препятствие помешало Иблису подчиниться велению. Это недуг, постигающий первых и последних, за исключением тех, кого уберег Всевышний Аллах.

Причина четвертая: препятствие в виде главенства и власти, даже если их обладателю не присуща зависть и высокомерие, мешающее ему принять истину. Подчинение истине несовместимо с властью и главенством, и человек предпочитает свою власть и главенство. Именно так поступил Ираклий и ему подобные правители неверующих, которые знали о том, что Мухаммад ﷺ - действительно пророк и что он говорит правду, и признали это в душе своей, и хотели принять его религию, но испугались за свою власть.

Это недуг обладателей власти, влияния и главенства, и редко кто избегает его – это удается лишь тем, кого уберег Аллах. Это недуг Фараона и его соплеменников. Поэтому они и сказали:

«Неужели мы уверуем в двух человек, которые подобны нам, тогда как их народ служит нам?» (23:47).

Они отказались уверовать, и последовать за Мусой и Харуном, и подчиниться им, ведь израильтяне были их рабами!

В связи с этим рассказывают, что фараон решил последовать за Мусой и уверовать в него и посоветовался со своим главным советником Хаманом, а тот сказал: «Сейчас ты бог, которому поклоняются, а так ты станешь рабом, который поклоняется кому-то!» И фараон отказался быть рабом Аллаха и выбрал главенство и обожествление.

Причина пятая: препятствие страстей и имущества. Именно это помешало многим людям Писания уверовать: они опасались лишиться своих источников дохода и имущества, которое они получали от своих соплеменников. Неверующие курайшиты отвращали человека от веры с учетом его страстей и старались подобраться к нему с нужной стороны. Тому, кто склонялся к прелюбодеянию и подобным мерзостям, они говорили: «Мухаммад запрещает прелюбодеяние и запрещает вино». Таким образом они отвратили от ислама поэта аль-А’ша.

Причина шестая: любовь к семье, близким и своему клану. Человек боится, что если он последует за истиной, то это обернется для него отдалением от них и изгнанием. По этой причине многие остаются неверующими – лишь бы быть среди родственников и соплеменников.

Причине седьмая: любовь к родным местам, даже если там у него нет родственников и соплеменников. Человек видит, что если он последует за Посланником, то это угрожает ему покиданием родного дома и родины, и предпочитает не двигаться с места и никуда не уезжать.

Причина восьмая: человеку кажется, что, принимая ислам и следуя за Посланником ﷺ он как будто насмехается над своими предками, очерняет их и порицает. Именно это удержало Абу Талиба и ему подобных от принятия ислама. Они слишком трепетно относились к своим предкам, чтобы позволить себе засвидетельствовать, что те были неверующими и заблудшими, и выбрать не то, что выбрали для себя их предки. Они считали, что, приняв ислам, обвинят тем самым предков в недалекости и заблуждении и припишут им самое отвратительное – неверие и придавание Аллаху сотоварищей.

Причина девятая: человек видит, что за Посланником ﷺ следуют те, с кем этот человек враждует, и что они опередили его в принятии религии и сделались его приближенными. Это удержало многих от того, чтобы последовать прямым путем. Например, у человека есть враг – такой, что он не любит даже то место, где он находится, и ненавидит землю, по которой тот ходит, и стремится противоречить и поступать наперекор ему во всем. И вот он видит, что враг его последовал за истиной. И стремление противоречить врагу подталкивает этого человека к тому, чтобы враждебно относиться к истине и ее приверженцам, даже если изначально между ним и этими людьми не было вражды.

Так получилось у иудеев с ансарами. Они были их врагами и грозили им пришествием пророк – Посланника Аллаха ﷺ - и тем, что они последуют за ним и будут сражаться вместе с ним. А когда ансары поспешили последовать за ним и приняли ислам, враждебное отношение иудеев к ним побудило (многих из) них остаться неверующими и не покидать лоно иудаизма.

Наши рекомендации