Что препятствует получению ответа на мольбу?
Мольба относится к наиболее действенным причинам избавления от неприятного и обретения желаемого. Однако порой следствие не приходит либо из-за слабости самой мольбы, как в случае с мольбой, которую Аллах не любит, например мольбой, посредством которой верующий покушается на кого-то, либо из-за слабости сердца, и отсутствия у него устремлённости к Аллаху, и сосредоточенности на нём во время мольбы. В этом случае мольба подобна луку с очень расслабленной тетивой: стрела вылетает из него очень слабо.
Также может существовать препятствие для получения ответа на мольбу. Это может быть запретная пища, налёт грехов на сердцах и одолевающие их небрежность, страсть и пустые развлечения.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в том, что ответ придёт, и знайте, что Аллах не примет мольбу, исходящую из сердца небрежного, несосредоточенного» [Тирмизи, 3479].
Это очень полезное лекарство, устраняющее болезнь. Однако небрежность сердца лишает его силы. Так же и вкушение запретного отнимает у него силу и ослабляет его.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О люди! Поистине, Аллах благой, и Он не принимает ничего, кроме благого, и поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам, и сказал: О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Поистине, Мне известно о том, что вы совершаете (23:51). И Он сказал: О вы, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас (2:172)». Затем он упомянул человека, который уже долго находится в пути, с взъерошенными волосами, покрытого пылью. Тот протягивает руки к небу: “Господи! Господи!" — но при этом пища его запретна, питьё его запретно, одежда его запретна и вскормлен он был запретным, так как может прийти ответ на его мольбу? [Муслим, 1015].
Абдуллах, сын имама Ахмада, приводит такую историю: «Бану Исраиль постигло бедствие, и они вышли вместе, и Всевышний Аллах внушил их пророку, чтобы он сообщил им: “Поистине, вы выходите на возвышенность с нечистыми телами и поднимаете ко Мне руки, которыми вы пролили кровь и наполнили дома свои запретным. И вот сейчас, когда Я так разгневан на вас, [вы обращаетесь ко Мне] ? Теперь вы будете лишь отдаляться от Меня!"» Абу Зарр сказал: «Когда есть благочестие, то из мольбы достаточно столько, сколько соли достаточно, чтобы посолить еду»
См. [Ад-да'ва ад-дава']
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛУЧЕНИЕ ОТВЕТА НА МОЛЬБУ ПОЧЁТОМ?
Есть люди, которые отворачиваются от поклонения Аллаху и испрашивания у Него помощи. Они не поклоняются Ему и не испрашивают у Него помощи. Более того, даже если такой человек попросит Его о чём-то и обратится к Нему за помощью, то лишь ради своей мирской доли и своих страстей, не думая при этом ни о довольстве Аллаха, ни о Его правах.
К Всевышнему Аллаху обращаются с мольбами те, кто в небесах и на земле. Его просят о чём-то и Его приближённые, и Его враги, и Он наделяет и тех, и других. Самое ненавистное для Него из Его творений — Его враг Иблис. Несмотря на это, когда тот попросил Его об удовлетворении своей потребности, Аллах дал ему то, о чём он просил. Однако поскольку удовлетворение этой потребности не было помощью ему в снискании Его довольства, то оно лишь добавило ему злосчастья и еще больше отдалило его от Аллаха.
Это же относится и ко всякому, кто испрашивает у Него помощи и просит Его о чём-то, что не является помощью в покорности Ему, - удовлетворение этой его потребности отдалит его от довольства Аллаха и отдалит его от Него иначе и быть не может. Пусть же разумный человек обратит на это внимание в себе самом и в других. И пусть он знает, что получение ответа на мольбу не является почётом для всякого, кто просит Его о чём-то. Его раб просит Его об удовлетворении какой-то потребности, и Он удовлетворяет эту потребность, притом, что в её удовлетворении заключается его погибель и злосчастие. Аллах удовлетворяет эту его потребность как раз потому, что он ничтожен пред Ним и оказался в немилости у Него. И как раз неудовлетворение этой потребности является почётом для него и проявлением любви Всевышнего к нему: Он лишает его этого, желая защитить, охранить и уберечь его, а не из скупости. Так Он поступает со Своим рабом, которого Он желает почтить, и которого Он любит, и к которому Он добр. А раб Его по невежеству своему полагает, что Аллах не любит его и не оказывает ему почёт. Он видит, что Аллах удовлетворяет просьбы других. И он начинает скверно думать о Господе своём. Этим наполнено сердце его, притом что сам он не ощущает этого.
От этого избавлен тот, кого Аллах избавил от этого. Человек может увидеть в себе этот изъян, ибо признаком его является перекладывание ответственности на предопределение и то, что человек внутренне упрекает предопределение.
Как говорится:
Слаб в своём мнении тот,
Кто упускает возможности,