Всевышний также сказал: «Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне» (сура 7 «Преграды», аят 55).
В аятах содержится указание на эту близость. Что же касается близости Всевышнего Аллаха к тому, кто любит Его, то это другой вид близости... Его не описать словами и оно непостижимо для сердца. Однако раб Аллаха верит в эту близость в соответствии с тем, насколько сильна либо слаба его любовь к Нему. Остерегайся же говорить о ней не то, что говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и остерегайся того, чтобы сердце твоё придало ей иное значение и стопа поскользнулась, после того как стояла твёрдо.
Многие люди запутались в этом, плохо отличая правильное от неправильного. Они сказали скверные слова и их воображение увело их [от истины]. В противоположность им у некоторых людей завеса, [отделяющая их от истины] настолько толста, что они вообще отвергли любовь раба Аллаха к Господу своему и Его близость к нему, связав эти понятия с наградой. Мол, любовь и близость связаны с ней, и только.
В-седьмых, сокрытие мольбы есть побуждение к постоянству в испрашивании, потому что такая мольба не утомляет язык и другие органы тела, в отличие от повышения голоса, которое может утомить язык и частично лишить его силы. То же самое можно сказать о человеке, который читает и повторяет, повышая голос: он долго не выдержит, в отличие от того, кто делает это тихим голосом.
В-восьмых, сокрытие мольбы есть отдаление от всего, что мешает, отвлекает и ослабляет. Ведь когда взывающий с мольбой делает это тайно, об этом никто не знает и не отвлекает его. Если же человек обращается к Аллаху с мольбой громко, то злые и скверные представители джиннов и людей непременно будут отвлекать его и мешать ему. И уже одного того, что их связь с ним лишает его сосредоточенности и ослабляет следствия мольбы, вполне достаточно. Опытный человек знает это. И скрывая мольбу, человек избавляет себя от этого вреда.
В-девятых, к величайшим милостям относится устремление к Аллаху, поклонение Ему и посвящение себя Ему, и на каждую милость, будь она большая или малая, находится завистник, а ведь нет милости больше этой, и души завистников изводятся от зависти, связанной с ней. И нет ничего более спасительного для того, кому завидуют, чем спрятать эту милость от завистника и не стараться демонстрировать её ему.
Якуб сказал Юсуфу:
«Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Поистине, шайтан — явный враг человеку» (сура 12 «Юсуф», аят 5). Сколько раз случалось, что праведный обладатель здравого сердца, сосредоточенный на Аллахе, рассказывал о своём положении другим. И они лишали его этой милости, и потом он в отчаянии заламывал руки. Поэтому обладающие знанием и шейхи наказывают нам хранить в секрете свою связь с Аллахом, и никому не раскрывать этот секрет и беречь его как зеницу ока.
Истинные верующие тщательнее всех скрывают свою связь с Всевышним, держа в тайне дарованные им Аллахом любовь к Нему, ощущение близости к Нему и сосредоточенность сердца на Нём. Особенно это важно для тех, кто находится в самом начале своего пути к Аллаху. Когда же один из них окрепнет и сердце его укрепятся корни этого благого дерева, — корни которого прочны, а ветви уходят в небеса, — так что у него уже не будет оснований бояться ураганов для этого дерева — вот тогда уже он может перестать скрывать свою связь с Всевышним, дабы люди брали с него пример, ибо в этом случае ему уже нечего опасаться.
Это крайне важная тема и знает её тот, кто имеет к ней непосредственное отношение. Если мольба, которую надлежит скрывать, содержит в себе мольбу-просьбу, а также восхваление Всевышнего, любовь и стремление к Нему, то это относится к числу величайших сокровищ, которые заслуживают того, чтобы скрывать их и беречь от глаз завистников. Это очень важно.
В-десятых, мольба — это поминание Того, к Кому человек взывает, содержащее адресованные Ему просьбу и восхваление посредством Его имён и качеств. То есть это поминание с добавлением. Так, поминание названо мольбой, потому что оно содержит в себе просьбу. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Наилучшая мольба — восхваление Аллаха» [Тирмизи, 3383; Ибн Маджа, 3800].
Восхваление Аллаха названо мольбой, хотя это чистая хвала, потому что восхваление включает любовь и хвалу, а любовь — высочайшая разновидность стремления к объекту любви. Восхваляющий стремится к объекту своей любви, и он больше заслуживает называться молящим, нежели тот, кто просит Господа своего об удовлетворении какой-нибудь своей потребности.
Поразмышляй об этом, и ты не будешь нуждаться в подтверждающих это словах вроде: «Поминающий ожидает обрести нечто, и даже если он не делает это открыто, на самом деле он просит о том, что включает в себя его восхваление».
Как сказал Умайя ибн Абу ас-Сальт: