Довольство раба аллаха своей покорностью ему
Довольство раба Аллаха своей покорностью Ему свидетельствует о том, что он слишком хорошего мнения о себе и не знает обязанностей, которые накладывает на него подчинённость Аллаху (‘убудиййа) и не делает того, что обязан делать, и не относится к Господу так, как надлежит относиться к Нему.
Получается, что его невежество в отношении собственной души, её качеств и изъянов и недостатков деяний своих, а также невежество его в отношении Господа своего, и Его прав, и того, как надлежит относиться к Нему, порождают довольство его своей покорностью и слишком хорошее мнение о ней.
А это, в свою очередь, порождает самолюбование, высокомерие и другие порочные деяния [сердца], которые являются более тяжкими грехами, чем грехи внешние, совершаемые органами тела, — прелюбодеяние, употребление вина, бегство с поля боя и так далее.
Довольство своей покорностью Аллаху происходит от себялюбия и глупости. А люди решительные и видящие истину больше всего просят у Аллаха прощения как раз после проявлений покорности Ему. Потому что они понимают, что делают упущения в этой покорности и не поклоняются Аллаху так, как требует того Его величие, и что если бы не веление, то никто из них не демонстрировал бы подчинённость Ему подобным образом и не стал бы делать это ради Господа своего.
Так, Всевышний Аллах повелел паломникам, приходящим к Дому Его, испрашивать у Него прощения после покидания Арафата, а это наилучший и самый величественный обряд во всём хадже.
Всевышний сказал:
«А когда вы вернётесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте [в Муздалифе]. Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из заблудших. Затем отправляйтесь в путь оттуда, откуда отправляются остальные люди, и молите Аллаха о прощении. Поистине, Аллах — Прощающий, Милостивый» (сура 2 «Корова», аяты 198-199). Всевышний Аллах сказал:
«...и просят прощения перед рассветом» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 17).
Аль-Хасан сказал: «Они молились почти до рассвета, а потом сидели, испрашивая у Всевышнего Аллаха прощения».
В достоверном хадисе говорится, что, завершив молитву, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) трижды испрашивал у Аллаха прощения, а затем говорил: «О Аллах, Ты — Мир, и от Тебя — мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости»
И Всевышний Аллах велел ему испрашивать у Него прощения после донесения послания и выполнения своей пророческой миссии, после совершения обязательного хаджа, когда его земная жизнь подошла к концу. Он сказал в последней суре, которую ниспослал Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда придёт помощь Аллаха и победа, когда ты увидишь, как люди толпами входят в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Он — Принимающий покаяние» (сура 110 «Помощь», аяты 1-3).
И 'Умар и Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) поняли, что Всевышний Аллах сообщил Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что кончина его близка, и повелел ему испрашивать прощения после завершения его миссии: мол, ты исполнил свою обязанность и от неё ничего не осталось, так сделай же испрашивание прощения завершением ее, как было оно завершением молитвы, хаджа и дополнительных ночных молитв.
Совершение малого омовения также завершается словами: «Пречист Ты, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе покаяние. О Аллах, сделай меня одним из кающихся и сделай меня одним из очищающихся!»
Таково положение тех, кто знает свои обязанности пред Аллахом, которые накладывает на него подчинённость Ему, и как нужно исполнять их подобающим Его величию образом. С ним не сравнится невежество изрекающих безосновательные утверждения и тех, кого далеко заводит их воображение.
Один из обладателей знания сказал: «Если ты доволен собой и тем, что ты делаешь ради Аллаха, то знай, что Он не доволен тобой. Как может знающий, что душа его — обитель всякого порока и зла, а деяния его подвержены всевозможным изъянам и упущениям, быть довольным собой и тем, как он трудится ради Аллаха?!»
Как замечательно сказал шейх Абу Язид: «Кто действительно осуществил подчинённость Аллаху (‘убудиййа), тому все его деяния кажутся совершаемыми напоказ, все его состояния — голословными утверждениями, а слова — ложью. Чем более возвеличиваем объект твоих стремлений в сердце твоём, тем меньше значения придаёшь ты душе своей и тем ничтожнее кажется тебе цена, которой ты достигаешь желаемого. Всякий раз, осознавая истинную суть Господства и подчинённости Аллаху, познавая Аллаха и познавая душу свою, ты понимаешь, что твоё поклонение не годится для истинного Властелина, и даже если бы ты совершил деяния всех людей и джиннов вместе взятых, ты бы опасался их результата. Поистине, Он принимает его по щедрости и милости Своей и вознаграждает тебя также по щедрости и милости Своей»
См. [Мадаридж ас-саликин]