Даже если бы безбожники усердствовали, стараясь внушить людям ненависть к религии и отвращение к Аллаху, то они не добились бы большего, чем сторонники упомянутых убеждений.
Сторонник этих убеждений считает, что он утверждает единобожие и предопределение, отвечает приверженцам нововведений и поддерживает религию. Но на самом деле, клянусь Аллахом, умный враг причиняет меньше вреда, чем невежественный друг!
Все Писания, ниспосланные Аллахом, и все Его посланники свидетельствуют об обратном, особенно Коран.
Если бы проповедники избрали для себя тот путь, к которому призывает Всевышний Аллах и Его Посланник, то весь мир жил бы благополучно, не зная нечестия и растройство.
Всевышний Аллах сообщил, — а Он Правдивый и исполняет Свои обещания, — что Он поступает с людьми в соответствии с тем, что они приобрели, и воздаёт им за их дела, и вершащий благие дела не должен бояться притеснения и несправедливости с Его стороны или ущемления своих прав, и он не должен бояться, что с ним поступят несправедливо и скверно. Всевышний не оставляет без награды творящих добро, и Он не упустит из дел раба Своего ничего даже весом с мельчайшую частицу, и не поступит с ним несправедливо:
«А если поступок окажется хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой» (сура 4 «Женщины», аят 40).
Даже если дело это весом с горчичное зёрнышко, Всевышний воздаст рабу за него и не оставит его без воздаяния. И Он воздаёт за скверный поступок подходящим воздаянием и стирает его посредством покаяния, сожаления о содеянном, испрашивания прощения, совершения благих дел и терпеливого перенесения испытаний. А воздаяние за благое дело является десятикратным, однако может увеличиваться и до семисоткратного и много большего.
Всевышний помогает нечестивцам исправиться, поворачивает сердца отвернувшихся [от истины], прощает грешников, наставляет на прямой путь заблудших, спасает гибнущих, дарует знание невежественным, помогает увидеть истину пребывающим в растерянности, напоминает беспечным, предоставляет прибежище тем, у кого нет приюта.
А когда Он подвергает наказанию кого-либо, то делает это после того, как раб восстаёт против Него и переходит все границы, и лишь после многократного призыва вернуться к Нему и признать Его Господство — лишь после того, как раб Аллаха отказывается внимать Его призыву и признавать Его Господство и Единственность, Он наказывает его за что-то из его неверия, заносчивости и неповиновения.
Но происходит это только после того, как человек своим отказом подчиниться воле и призывам Всевышнего делает наказание своё обоснованным и оправданным, и становится абсолютно ясно, что Всевышний не поступает с ним несправедливо.
Как сказал Всевышний Аллах об обитателях Огня:
«Они признаются в своём грехе. Прочь же, обитатели Пламени!» (сура 67 «Власть», аят 11).
И Всевышний сказал о тех, кого Он погубил в этом мире, что когда они увидели Его знамения и почувствовали приближение наказания, то сказали:
"О горе нам! Поистине, мы были несправедливы!” Они продолжали так взывать, пока Мы не превратили их в засохшее жнивьё" (сура 21 «Пророки», аяты 14-15).
И владельцы сада, который Он уничтожил, увидев его, сказали:
«Пречист наш Господь! Мы были несправедливы» (сура 68 «Письменная трость», аят 29).
Аль-Хасан сказал: «Они вошли в Огонь, а сердца их при этом восхваляли Его, и они не нашли довода против Него». Поэтому Всевышний Аллах сказал:
«Несправедливые были уничтожены полностью. Хвала Аллаху, Господу миров!» (сура 6 «Скот», аят 45).
То есть они были уничтожены, в то время как Всевышнего восхваляли за это, и их уничтожение сопровождалось вознесением Ему хвалы.
Это было уничтожение, за которое Всевышний Господь достоин хвалы, учитывая совершенство Его мудрости, справедливости и применение Им наказания там, где требуется именно наказание и не подходит ничто иное. Он применил наказание в таких обстоятельствах, ознакомившись с которыми, разумный человек непременно скажет: «Наказание применимо именно к этому объекту (в этих обстоятельствах) и не подходит сюда ничего, кроме наказания».
Поэтому сообщение о том, что Он судит Своих рабов, и о том, что счастливые отправятся в Рай, а несчастные — в Огонь, Он завершил словами:
«Их рассудят истинно, и будет сказано: “Хвала Аллаху,
Господу миров!”» (сура 39 «Толпы», аят 75).
Не назван тот, кто произнесёт эти слова, что создаёт впечатление всеобщего участия в этом действии, — будто весь мир скажет: «Хвала Аллаху, Господу миров», — видя мудрость, справедливость и милость Истинного [Аллаха]. Поэтому Он сказал об обитателях Огня:
«Будет сказано: “Войдите во врата Геенны”» (сура 39
«Толпы», аят 72).