Второй способ: отвращение к нравственным качествам, присущим низким и подлым людям, и ненависть и отвращение к алчности.

Третий способ: возвеличивание прав, которыми Всевышний Аллах наделил мусульман в отношении друг друга. Человеку надлежит заботиться об их соблюдении должным образом, бояться не соблюсти их и осознавать, что если он не будет делать больше, чем просто справедливость, то он не сможет постоянно придерживаться и ее, поскольку это очень трудно, так что необходимо превышать ее, делая что-то сверх этого, а иначе можно опуститься до несправедливости.

Боясь не соблюсти право и дойти до несправедливости, человек выбирает альтруизм посредством того, что не наносит ему вреда, и приобретает благодаря ему благую молву в этом мире и великую награду в мире вечном, не говоря уже о благодати и обилии благ, которые приносит верующему альтруизм. В результате получается, что альтруизм приносит ему больше пользы, чем даяние. Кто пробовал, тот знает, что это так, а кто не пробовал, пусть посмотрит на положение людей. А успех обретает тот, кому дарует его Всевышний Аллах.

См. «Тарик аль-хиджратейн»

ПРАВИЛА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АЛЬТРУИЗМ

Аль-Харави сказал: «Оно (альтруизм) имеет три степени. Первая степень: когда ты предпочитаешь себе творения в том, что не портит твою религию, не становится препятствием на твоем пути и не забирает у тебя время».

То есть ты предпочитаешь их себе в том, что касается мирских благ. Например, ты кормишь их и голодаешь сам, обеспечиваешь одеждой их, лишая себя ее, поишь их, а сам при этом испытываешь жажду. Однако это не должно иметь для тебя губительных последствий, запрещаемых Шариатом. Пример этого – когда ты отдаешь кому-то свое имущество и остаешься неимущим, вынужденным просить у людей. Еще один пример – альтруизм посредством того, что религия запрещает проявляющему его и что является порицаемым пред Аллахом и пред людьми.

Если говорить о словах «не становится препятствием на твоем пути», то они означают: не вынуждают тебя остановиться на пути твоего стремления к Всевышнему Аллаху. Это такой случай, когда, например, своего собеседника ты предпочитаешь поминанию Аллаха, устремлению к нему и сосредоточенности на Нем, и получается, как будто ты предпочитаешь его Аллаху, обменивая свою долю от Аллаха на то, что не достойно подобного обмена. И ты уподобляешься путнику, который идет по дороге и встречает человека, останавливающего его и начинающего разговаривать с ним и отвлекать его до тех пор, пока он не отстанет от своих спутников. Отдавать ему предпочтение перед ними – явное упущение. При этом очень многие, увы, предпочитают кого-то другого Всевышнему Аллаху, и как же мало тех, кто предпочитает Всевышнего Аллаха всем остальным!

Бывает также альтруизм, который забирает у человека его время, - это скверный альтруизм. Например, человек отдает свое время, после чего горько сожалеет об этом потерянном времени. Или же он жертвует своей сосредоточенностью сердцем и помыслами об Аллахе, после чего сердце его лишается сосредоточенности, а мысли его становятся рассеянными. Такой альтруизм также не является похвальным.

То же самое можно сказать и о таком альтруизме, когда человек занимает свое сердце и мысли чужими задачами и интересами, что совершенно не входит в его обязанности, вместо того, чтобы думать о полезном и занимать сердце свое Аллахом.

Можно привести немало других примеров. Подобное свойственно творениям, и таково положение большинства из них.

От всего, что приносит праведность сердцу твоему и благотворно влияет на твое время и твою связь с Всевышним, ты не должен отказываться в чью бы то ни было пользу, потому что, поступив иначе, ты предпочитаешь шайтана Аллаху, сам того не осознавая.

Задумайся о положении большинства творений, который предпочитают Всевышнему Аллаху то, предпочтение чего приносит им вред, но не пользу: можно ли представить большее невежество и недалекость?..

Поэтому факыхи сказали о предпочтении себе других в том, что касается деяний, приближающих к Аллаху, что это нежелательно или запретно. Примером же этого является человек, который пускает кого-то другого в первый ряд молящихся, отступая назад и отдавая ему свое место. Или же человек жертвует своей близостью к имаму во время пятничной молитвы ради кого-то другого. Или же он жертвует возможностью произнести азан и икаму или уступает кому-то полезное знание, лишая себя этого знания, так что другой возвышает степень свою вместо него.

Некоторые говорили о том, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, позволила Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, покоиться рядом с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как хотела сама быть похороненной на этом месте. Ученые же сказали, что деяния умершего, в том числе и приближающие его к Аллаху, обрываются с его смертью, и невозможно представить в случае с ним предпочтение себе других в том, что касается приближения к Аллаху после его кончины, поскольку мертвый не может приближаться к Аллаху. А данный случай – это отказ от почетной и достойной обители в пользу того, кто был более достоин ее, чем она. И такой альтруизм представляет собой приближение к Всевышнему Аллаху. А Аллах знает обо всем лучше.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Братство

ВИДЫ ПОМОЩИ ВЕРУЮЩИМ

«Помощь верующим может быть оказана разными способами:

- посредством имущества,

- посредством влияния,

- посредством физической помощи и служения,

- посредством доброго совета и наставления,

- посредством обращения к Аллаху с мольбами за них и испрашивания прощения для них,

- а также посредством соболезнования и сострадания.

Наши рекомендации