Буквальное понимание сказанного и привычка называть вещи не своими именами
Буквальное понимание слов, без учёта целей и смысла высказывания, подобно тому случаю, когда человеку сказали: «Не приветствуй приверженца нововведений», — и тот поцеловал руку и ногу такого человека, но не стал приветствовать его. Или же человеку сказали: «Иди и наполни сосуд». И он пошёл и наполнил его, и оставил у источника, сказав: мол, ты ведь не говорил, что сосуд нужно ещё и принести обратно к тебе. Или же человек говорит своему доверенному: «Продай этот товар». И тот продаёт товар за дирхем, хотя на самом деле он стоит сто. Тот, кто ратует за буквальное понимание слов, обязан считать подобную продажу правильной и обязывать владельца товара признать её. Однако если посмотреть на смысл, то очевидно, что всё на самом деле не так. Или же человек даёт другому одежду, а тот говорит: «Клянусь Аллахом, я не стану надевать её, дабы меня не попрекали ею», — и первый идёт, продаёт эту одежду, приносит второму вырученные деньги и тот принимает их. Или человек говорит: «Клянусь Аллахом, я не стану пить этот напиток!» — а когда его делают сгущённым или крошат туда хлеб, он ест это. И сторонник буквального понимания слов не может упрекнуть того, кто поступает подобным образом даже с вином. Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) указал на то, что в общине будут люди, которые будут употреблять запретное и совершать запретное, называя это другими именами. Он сказал: «Люди из моей общины непременно станут пить вино, называя его другими именами, и над их головами будут играть на музыкальных инструментах и петь певицы. Аллах сделает так, что они провалятся под землю, и некоторых из них Он превратит в обезьян и свиней» [Ахмад; Абу Дауд; Ибн Маджа|. И Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Люди из моей общины будут пить вино, называя его другими именами» [Ахмад!.
А ‘Убада ибн ас-Самит ( да будет доволен им Аллах) передаёт от Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует) такие слова: «Будут люди из моей общины пить вино, называя его другими именами».
А Абу Умама ( да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не закончатся ночи и дни до тех пор, пока не начнёт часть моей общины пить вино, называя его другими именами".
Наш шейх сказал: «Есть ещё один хадис, соответствующий этому» в виде хадиса и в виде слов сподвижника, от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом): “Наступит такое время, когда люди спишут считать дозволенными пять вещей. Они будут считать дозволенным вино, называя его другими именами, взятку — подарком, убийство — устрашением, прелюбодеяние — браком, а ростовщичество — продажей"». Это правда. Поистине дозволение ростовщичества под видом продажи явно имеет место — это разного рода ухищрения, которые придают сделке вид продажи, тогда как по сути своей это ростовщичество. Известно при этом, что ростовщичество было запрещено из-за своей сути и вреда, который оно причиняет, а не из-за своей формы и названия. И если занимающийся ростовщичеством не называет это ростовщичеством, а называет это продажей, то суть от этого не меняется. Что же касается имущества, которое приобретают запретным путём, называя это подарком, будь то взятка, даваемая правителю, наместнику и так далее, то и дающий, и берущий взятку прокляты, поскольку в этом действии заключён вред. И доподлинно известно, что взятка не перестаёт быть взяткой лишь потому, что её назвали подарком. Мы знаем, и это известно Аллаху, Его ангелам и всем, кто знаком с подобными ухищрениями, что это взятка... Если бы из-за смены названий менялось постановление Шариата в отношении этих вещей и их суть, то религия пришла бы в упадок, законы подверглись бы изменению и ислам ослабел бы. Какую пользу принесло язычникам то, что они называли своих идолов богами? Ведь они не обладали божественными качествами и ничего божественного в них на самом деле не было. И какую пользу принесло им то, что они назвали придавание Аллаху сотоварищей приближением к Нему?
И какую пользу принесло отрицающим суть имён Аллаха и Его качеств то, что они называют это верой в то, что Аллах свободен от каких-либо изъянов и недостатков? И какую пользу принесло впавшим в крайность людям, которые поклоняются кому-то или чему-то помимо Аллаха, то, что они называют это почитанием и уважением? И какую пользу принесло отрицающим предопределение и выводящим самое почётное из того, что в царстве Всевышнего Господа, — покорность Его пророков и посланников, ангелов и рабов — из-под Его власти то, что они назвали это справедливостью? И какую пользу принесло отрицающим Его качества, свидетельствующие о совершенстве, то, что они назвали это исповеданием единобожия? И какую пользу принесло врагам посланников из числа философов, утверждающих, что Аллах не создал небеса и землю за шесть дней и не оживит умерших и не воскресит тех, кто в могилах, и что Он не знает ни о чём сущем, и что Он не посылал к людям пророков, призывающих их к покорности Ему, то, что они называют это мудростью? И какую пользу принесло лицемерам то, что они называют своё лицемерие житейским умом, и то, что они критикуют разум тех, кто не впадает в лицемерие, подобно им, и не ведёт себя нечестно по отношению к религии? И какую пользу принесло мытарям то, что они называют взимаемое несправедливо, с агрессией, правами правителя, а творимую ими тиранию и несправедливость, противоречащие законам Аллаха и Его религии, законом канцелярии [диван)! И какую пользу принесло приверженцам нововведений и заблуждения то, что они называют свои несостоятельные пред Господом и пред учёными и людьми, приверженными религии и обладающими верой, ложные утверждения рациональными рассуждениями и доказательствами? А многие из тех, кто относит себя к приверженцам суфизма, называют игру воображения, которое заводит их очень далеко, истиной Все эти люди заслуживают того, чтобы прочитать этот аят: «Они — всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства» (сура 53 «Звезда», аят 23)
См. Илям аль-муваккы'ин.