Посмотрите, как пророк Муса (мир ему) исполнил данное ему веление и как он обратился к фараону: «Не следует ли тебе очиститься?» (сура 79 «Вырывающие», аят 18).

Он облёк слова свои в форму вопроса и предложения, а не повеления и приказания, сказав: «...тебе очиститься?». И он не стал говорить: «Я очищу тебя». То есть он отнёс действие к нему самому и упомянул очищение, заключающее в себе благодать, благо и рост. Затем он сказал: «Я укажу тебе путь к твоему Господу» (сура 79 «Вырывающие», аят 19). То есть: я буду твоим проводником, который идёт перед тобой. И он сказал: «К твоему Господу», — дабы пробудить в нём веру в Господа, Который сотворил его, даровал ему удел и одаривал его благами Своими в детстве, юности и в зрелом возрасте. Вспомните и слова, сказанные Ибрахимом (мир ему) своему отцу:

"Вот он сказал своему отцу: “Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесёт тебе никакого избавления?’ » (сура 19 Марьям, аят 42 )

Он начал обращение своё упоминанием об отцовстве, что свидетельствует о почтительном отношении. И он не стал называть его по имени. А следующую часть своего обращения он облёк в форму вопроса, спросив: мол, зачем ты поклоняешься тому, что не слышит, не видит и ни от чего не избавляет тебя? И он не стал говорить: мол, не поклоняйся этому. А затем он сказал:

«Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе» (сура 19 «Марьям», аят 43).

И он не стал говорить: мол, ты невежда, у тебя нет знания. Он заменил эту фразу гораздо более мягкой и деликатной, передающей при этом тот же смысл. Он сказал:

«Мне открылось знание, которое не было открыто тебе».

А затем он сказал:

«Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путём» (сура 19 «Марьям», аят 43).

Это подобно тому, как Муса сказал фараону:

«Я укажу тебе путь к твоему Господу» (сура 79 «Вырывающие», аят 19).

Он сказал о себе, что боится за отца, и не стал говорить,что отцу следует бояться:

«Отец мой! Я боюсь, что тебя коснётся наказание Милостивого и что ты станешь помощником шайтана» (сура 19 «Марьям», аят 43).

Словом, он поступил, как поступает тот, кто сострадателен и боится за того, кому сострадает.

И он сказал: «тебя коснётся», — а слово «прикосновение» звучит здесь более деликатно, чем другие подобные ему. И он упомянул наказание неопределённое, без артикля, а потом упомянул Милостивого, и не сказал: «Могущественного» или «Одолевающего». Можно ли представить себе более мягкое и деликатное обращение?..

Подобно этому и обращение человека, история которого приводится в суре «Йа Син», с речью к своим соплеменникам.

«С окраины города второпях пришёл мужчина и сказал: “О мой народ! Последуйте за посланниками. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путём. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены?"» (сура 36 «Йа Син», аяты 20-22).

Нечто подобное сказал пророк Нух (мир ему) своим соплеменникам:

«Он сказал: "О мой народ! Поистине, я для вас — предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне! Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока”» (сура 71 «Нух», аяты 2-4).

Таковы и обращения других пророков к их общинам, упоминаемые в Коране. Если ты станешь размышлять над ними, то обнаружишь, что это самые мягкие и деликатные обращения. Но обращение Всевышнего к Своим рабам ещё мягче и деликатнее. Возьмём, например, слова Всевышнего:

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь...» (сура 2 «Корова», аят 21).

А также слова Всевышнего:

«О люди! Приводится притча, послушайте же её. Поистине, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого» (сура 22 «Хадж», аят 73).

И Его слова:

«О люди! Поистине, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель [шайтан] не обольщает вас относительно Аллаха» (сура 35 «Творец», аят 5).

Подумай также над словами Всевышнего:

«Вот сказали Мы ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для несправедливых!"»57 (сура 18 «Пещера», аят 50).

Это невообразимая мягкость! И ещё слова Всевышнего:

«Неужели Мы отвратим от вас Напоминание [Коран] из-за того, что вы являетесь людьми, преступающими границы дозволенного?» (сура 43 «Украшения», аят 5).

Наши рекомендации