Знамения посланников и их методы призыва
К наиболее скрытым знамениям относится знамение пророка Худа (мир ему) его соплеменники даже сказали ему:
«О Худ! Ты не показал нам ясного знамения» (сура 11 «Худ», аят 53).
И вместе с тем его знамение принадлежит к числу наиболее явных знамений, и он указал на него, сказав:
«Поистине, я призываю Аллаха в свидетели и прошу вас засвидетельствовать, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь вместо Него. Стройте свои козни против меня все вместе и не предоставляйте мне отсрочки. Поистине, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа. Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Поистине, мой Господь на прямом пути» (сура 11 «Худ»‚ аяты 54-56).
Это одно из величайших знамений: один человек обращается с такими словами к огромной общине, не боясь при этом и не проявляя ни слабости‚ ни нерешительности‚ уверенный в истинности того, что говорит, и настроенный решительно.
Сперва он призвал Аллаха в свидетели, что он отрекается от их религии и от того, чего они придерживаются с полной уверенностью, полагаясь на Него, показывая своим соплеменникам, что Он - его покровитель и помощник и что Он не даст им власти над ним.
Затем он, открыто противостол им, попросил их засвидетельствовать, что он отрекается от их религии и их божеств, ради которых они лояльны к одним и враждебны к другим, жертвуя ради них кровью своей и имуществом своим.
Затем он подтвердил всё это посредством своего презрительного отношения к ним, дав им понять, что даже если все они соберутся вместе, чтобы строить козни против него и обрушить на него ярость свою, то, как бы они ни торопились сделать это, они слишком слабы для этого и не способны на это: мол, даже если вы попытаетесь выплеснуть ярость свою, вы потерпите неудачу и останетесь ни с чем.
Затем он изложил призыв свой наилучшим образом и разъяснил, что его Всевышний Господь и их Господь, в Чьей руке власть над ними, является Его покровителем и попечителем, оказывая ему помощь и содействие, и что он на прямом пути и не останется без помощи тот, кто уповает на Него и верует в Него, и Он не позволит врагам его злорадствовать и не станет помогать им против него, ибо, поистине, Его прямой путь, которому он следует в своих словах и делах, исключает это и препятствует этому.
Из этого обращения следует, что Его прямой путь подразумевает, что Его возмездие ожидает тех, кто отклоняется от этого пути и поступает наперекор ему, и обрушивается на них мощь Его. Ведь, поистине, прямой путь это справедливость, которой придерживается Всевышний Господь.
Сюда же относится Его кара, постигающая придающих Ему сотоварищей и совершающих преступления, и Его помощь, которую Он оказывает Своим приближённым и посланникам против врагов их. Относится сюда и то, что Он уничтожает их и приводит на их место других, и это ничуть не вредит Ему. И Он, Всевышний, оберегает всё сущее, заботится о нём, распоряжается и подсчитывает.
Какие же знамения, доводы и доказательства лучше знамений пророков, их доводов и доказательств? Это свидетельство от Всевышнего Аллаха, которое Он разъяснил Своим рабам наилучшим образом и продемонстрировал им максимально полно посредством Своих слов и действий.
Достоверным путём передаётся такой хадис: «Нет такого пророка, которому не были бы дарованы знамения, подобных которым обычно достаточно людям, чтобы уверовать. И поистине, то, что даровано мне откровение, которое Аллах внушил мне, и я надеюсь, что у меня будет больше всего последователей в Судный день» [Бухари‚ 4981; Муслим, 152].
См. [Мадаридж ас-саликин]
СТЕПЕНИ ПРИЗЫВА
Всевышний Аллах сказал:
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (сура 16 «Пчёлы», аят 125).
Всевышний Аллах упомянул степени призыва. Он разделил его на три категории в соответствии с положением призываемого. Он может быть ищущим истину, стремящимся к ней, любящим её и предпочитающим её всему остальному с момента познания её. Такого призывают посредством мудрости, и он не нуждается ни в наставлениях, ни в спорах. И он может быть отвернувшимся, занятым противоположностью истине, однако стоит ему узнать истину, как он начинает следовать ей и предпочитает её всему остальному. Такой нуждается помимо мудрости в наставлении с использованием устрашения и прельщение.
И он может быть упрямым и выступающим против истины. С таким ведут спор наилучшим образом, и если он не возвращается к истине, то от спора переходят к противоборству, насколько это возможно. Дискуссия с приверженцем ложного приносит двойную пользу.