В-шестнадцатых, обладателя богатства хвалят, когда он отказывается от него и отдаёт его, а обладателя знания хвалят, когда он обладает им.
В-семнадцатых, богатый в конце концов непременно расстанется со своим богатством и будет страдать из-за этого, а обладатель знания не лишится его и не будет мучиться и страдать из-за этого. Наслаждение богатством - наслаждение преходящее, мимолётное, за которым следует боль, тогда как наслаждение знанием -наслаждение постоянное и оно не завершается болью.
См. [Мифтах дар ас-са‘ада]
ЗНАНИЕ ПУТИ ГРЕШНИКОВ - ПРИЗНАК ПОЛНОЦЕННОСТИ ВЕРЫ
Всевышний Аллах сказал :
«Таким образом Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников» (сура 6 «Скот», аят 55).
Всевышний также сказал :
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился » (сура 4 «Женщины», аят 115).
Всевышний Аллах подробно описал в Своей Книге путь верующих и путь грешников. И Он подробно описал, что ждёт тех и других, а также их дела и их приближённых. И Он сообщил о том, что оставляет без Своей помощи и поддержки одних и помогает другим и поддерживает их. Упомянул Он и о причинах, по которым Он помогает одним и оставляет без помощи других. Обо всём этом Всевышний Аллах поведал в Своей Книге с максимальной ясностью, так что проницательные сердца увидели это так же, как взоры видят свет и тьму.
Знающие Аллаха, Его Писание и Его религию знают путь верующих во всех подробностях, равно как и путь грешников. Они ясно видят оба пути, как путник видит дорогу, которая должна привести его к цели, а также дорогу, которая ведёт к гибели. Эти люди - самые знающие и приносящие наибольшую пользу другим. При этом они самые искренние, и они - лучшие проводники, указующие правильный путь другим.
И сподвижники превзошли в этом всех, кому суждено жить на земле после них до самого Судного дня, потому что сначала они жили на стезе заблуждения, неверия, придавания Аллаху сотоварищей и знали пути, ведущие к гибели, во всех подробностях. А потом к ним пришёл Посланник (да благославит его Аллах и приветствует) и вывел их из этого мрака на истинный путь -прямой путь Аллаха.
И они вышли из густого мрака к яркому свету, из придавания Аллаху сотоварищей - к единобожию, из невежества - к знанию, из заблуждения - к благоразумию, из несправедливости - к справедливости, из растерянности и слепоты - к верному руководству и прозрению.
Они по достоинству оценили то, что обрели , в то же время правильно оценивая то, как они жили прежде, поскольку всё познаётся в сравнении. И их стремление и любовь к тому, что они обрели, только усиливались, как и отвращение и ненависть к тому, от чего они ушли . Они больше всех людей любили единобожие, веру и ислам, и больше всех людей ненавидели их противоположности , зная правильный путь во всех подробностях.
Что же касается тех, кто пришёл после сподвижников, то некоторые из них выросли в исламе и не знали в подробностях противоположное ему, и некоторые вехи пути верующих перепутались у них с вехами пути грешников. Подобная путаница возникает тогда, когда человек плохо знает оба пути или один из них.
Как сказал ’Умар ибн аль-Хаттаб: «Поистине, узды ислама развяжутся один за другим, когда появится в исламе поколение, которое не знало джахилий». В этих словах отразилась полнота знания ‘Умара. Ведь если человек не знал джахилии а всё, противоречащее тому, что принёс Посланник (да благославит Его Аллах и приветствует), относится к джахилии, и само слово происходит от слова джахль [невежество], поскольку всё, что противоречит Посланнику , является невежеством - и не знал пути грешников, и не видел его, то он близок к тому, чтобы счесть некоторые из их путей путями верующих.
Именно это произошло с мусульманской общиной во многих областях: в области убеждений, знания и действий. В действительности же всё это - пути грешников, неверующих и противников ислама, ошибочно причисленные к путям верующих теми, кто не знал, что это пути грешников. Такие люди призывали к следованию этим путям и даже считали неверующими тех, кто отказывался следовать им, и лишали его на этом основании неприкосновенности, гарантированной ему Аллахом и Его Посланником. Так произошло со многими приверженцами нововведении из чисда джахмитов, кадаритов, хариджитов, рафидитов и им подобных из числа тех, кто придумал нововведение, призывал к нему и считал неверующими тех, кто противоречил им в этом.