В свете вышесказанного людей можно разделить на четыре категории.

Первая: тот, кто знает во всех подробностях путь грешников и путь верующих в том, что касается знания, и в том, что касается действий. Это самые знающие из людей.

Вторая: тот, кто подобен скотине, не зная ни пути верующих, ни пути грешников. Эти люди ближе к пути грешников и охотнее следуют этим путём.

Третья: тот, кто направил все свои усилия на познание пути верующих и знает противоположный ему путь в общих чертах и знает, что всё, что противоречит пути верующих, есть путь грешников и является ложным, хотя у него и нет подробного знания об этом. Услышав что-то о том, что противоречит пути верующих, он даже отказывается слушать это и не занимает себя пониманием услышанного и выяснением того, почему нечто является ложным.

Он подобен тому, чья душа свободна от стремления к страстям, и сердце его не вспоминает о них, и душа его не зовёт его к ним, в отличие от представителей первой категории: они знают [противоположность прямому пути] и души их склоняются к этому, но они сопротивляются, отказываясь от этого ради Аллаха.

'Умару ибн аль-Хаттабу Однажды написали, спрашивая его, что лучше: человек, который не думает о страстях и никогда не вспоминает о них, или человек, душа которого зовёт его к ним, но он отказывается от них ради Аллаха? ‘Умар написал в ответ: «Поистине, тот, чья душа жаждет ослушания, однако он отказывается от него ради Всевышнего Аллаха‚ относится к тем, О ком сказано: “Поистине, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах подверг испытанию для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда” (49:3) ».

Соответственно, тот, кто знает нововведения, придавание Всевышнему Аллаху сотоварищей, ложное и его пути и ненавидит их ради Аллаха, и остерегается их, и предостерегает от них других, и отталкивает их от себя, и не позволяет им оставлять царапины на поверхности своей веры и порождать сомнения, и знание всего этого только помогает ему яснее видеть истину и сильнее любить её, и питать большее отвращение к этим вещам и сильнее ненавидеть их, -лучше того, кто вообще не думает о них и в чью голову никогда не приходит мысль о греховном.

Каждый раз, когда страсти приходят в сердце его и предстают перед ним, его любовь к истине усиливается, и он начинает ещё больше ценить её и радоваться ей, и вера его в эту истину укрепляется.

Так же и тот, кого посещают мысли о страстях и ослушании, освобождая от них своё сердце ради противоположного им, преисполняется любовью и стремлением к этому противоположному и начинает ещё больше ценить его.

Всевышний Аллах испытывает Своего верующего раба любовью к страстям, и ослушанием, и склонностью к ним души его лишь для того, чтобы таким образом привести его к любви к тому, что лучше них, полезнее и долговечнее, а также для того, чтобы он боролся с душой своей, принуждая её отказаться от всего этого ради Него, Всевышнего, и эта борьба помогает ему достигнуть высшего объекта своей любви.

Каждый раз, когда душа зовёт его подчиниться страстям и стремление к этому усиливается в нём, он направляет это стремление, желание и любовь к возвышенному и постоянному, и стремится к нему гораздо сильнее и усерднее, в отличие от холодной души, в которой нет всего этого. Такая душа тоже стремится к высшему объекту любви, но какая огромная разница между этими двумя стремлениями!

Ведь очевидно, что стремление того, кто идёт к объекту своей любви по раскалённым углям и колючкам, сильнее стремления того, кто едет к нему на породистых верховых животных. И тот, кто предпочёл любимого наперекор желаниям души своей, не подобен тому, кто предпочёл Его, не поступая ей наперекор. Всевышний Аллах испытывает раба Своего посредством страстей либо для того чтобы, закрыть Себя от него завесой, либо для того, чтобы привести его к Своему довольству, близости и почёту.

Четвёртая категория: тот, кто знает путь зла, нововведений и неверия во всех подробностях, а путь верующих знает в общих чертах. Таково положение большинства из тех, кто внимательно изучал слова разных общин и приверженцев нововведений и знает их во всех подробностях, но не обладает настолько же подробным знанием о том, что принёс Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) а знает об этом лишь в общих чертах, хотя некоторые вопросы может знать и подробно. Кто посмотрит в их книги, увидит это воочию.

Так же и тот, кто знал путь зла, несправедливости и нечестия во всех подробностях и следовал этим путём, после чего раскаялся и вернулся на путь благочестивых, знает этот путь [путь благочестивых] в общих чертах, но не знает его так подробно, как знают его те, кто посвятил свою жизнь изучению этого пути и следованию ему.

Подразумевается, что Всевышний Аллах любит, чтобы человек знал путь Его врагов, чтобы отдаляться от него и ненавидеть его, подобно тому, как Он любит, чтобы человек знал путь Его приближённых, любил его и следовал ему.

Это знание приносит огромную пользу и в нём сокрыты тайны, известные только Аллаху. Сюда относится общее знание о Господстве Всевышнего и Его мудрости, совершенстве Его имён и качеств, того, с чем они связаны, и их следствий. Это одно из величайших указаний на Его Господство, владычество и Божественность, любовь и ненависть, награду и наказание.

См. [Фаваид]

КЛЮЧИ

Наши рекомендации