Неторопливость в приобретении знаний и привычка удостоверяться
Всевышний Аллах сказал: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем Его, то читай его следом» (75:16-18).
К тайнам этих аятов относится то, что они побуждают к неторопливости в приобретении знаний и привычке удостоверяться и постановляют, что сила любви внимающего и его страстное желание (обрести знание) не должны побуждать его опережать учителя, схватывая это знание до того, как он закончит говорить.
К этическим предписаниям, которым научил Господь Своего Пророка ﷺ, относится Его веление отказываться от поспешности в восприятии откровения: ему было предписано проявлять терпение, то есть ждать, когда (ангел) Джибриль закончит читать его, а потом уже читать – после того, как тот закончит.
Таким образом, приобретающему знания и слушающему надлежит терпеливо ждать, пока учитель не закончит говорить, и лишь потом повторять сказанное им или спрашивать о том, что кажется ему неясным, а не опережать его, когда тот еще не завершил свою речь.
Всевышний Аллах упоминает этот смысл в трех местах Своей Книги. Выше приводится первое из них.
А вот второе: «Таким образом Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке и подробно разъяснили в нем Свои угрозы, чтобы они устрашились или чтобы это стало для них назиданием. Превыше всего Аллах, Истинный Царь! Не торопись читать Коран, пока ниспослание откровения тебе не будет завершено, и говори: «Господи! Приумножь мои знания» (20:113-114).
И третье: «Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах» (87:6-7).
Всевышний гарантировал Своему посланнику, что тот не забудет то, что ему читается, - как во время чтения, так и после.
См. «Тибьян»
ПОТРЕБНОСТЬ В ЗНАНИИ О ПОСЛАННИКЕ И ЕГО РУКОВОДСТВЕ
Люди больше всего остального нуждаются в знании о Посланнике (салаЛлаху алейхи ва саллам) и о том, с чем он пришел, а также в вере в то, о чем он сообщил, и покорности ему в том, что он велел и к чему побуждал…
Ведь только посланники могут указать людям дорогу к счастью и преуспеянию в этом и в вечном мире, и только с помощью посланников можно отличить благое от мерзкого и узнать о том и о другом во всех необходимых подробностях, и только с помощью посланников можно снискать довольство Аллаха.
Мы учимся у них благим делам, словам и благонравию и узнаем обо всем этом из принесенного ими. Они – словно точнейшие весы. Их слова, поведение и нравственность – мерило для нравственности и деяний людей, и посредством следования им или отказа от этого следования проводится разделительная черта между теми, кто идет прямым путем, и заблудшими. Поистине, человек нуждается в посланниках больше, чем тело нуждается в душе, глаз – в зрении, а душа – в жизни…
О какой бы потребности мы ни подумали, наша потребность в посланниках все равно намного больше.
Да и как же иначе?
Ведь если ты останешься без руководства посланников даже на мгновение, придет в негодность и расстройство сердце твое.
Оно уподобится рыбе, которую вытащили их воды и бросили на сковороду, - таково положение человека, сердце которого отделено от того, что принес посланник, и даже хуже. Однако все это ощущает только живое сердце.
Что же до сердца мертвого, то, как известно, рана не причиняет мертвому боли…
Если счастье человека в обоих мирах напрямую зависит от руководства Пророка (салаЛлаху алейхи ва саллам), то каждый, кто желает блага душе своей и стремится к спасению и счастью, должен знать о нем, его жизненном пути, его словах и делах по меньшей мере столько, чтобы это позволило ему не остаться в числе невежд, ничего не знающих о Пророке (салаЛлаху алейхи ва саллам), и войти в число его последователей и приверженцев.
У одних людей такого знания мало, у других – много, а у третьих его нет вообще…
Поистине, вся милость – в Руках Аллаха, и Он дарует ее, кому пожелает, и Аллах – Обладатель великой милости.
См. «За’д аль-ма’ад»
ДВЕ ОСНОВЫ, ВАЖНЫЕ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
Не достичь ни одному человеку совершенства без двух вещей. Это пыл, возвышающий его, и знание, помогающее ему видеть правильный путь и идти по нему. Степени счастья и преуспеяния недостижимы без этих двух вещей и даже без одной из них. Если у человека нет знания о них, то он не станет двигаться, устремляясь к ним. Возможно также, что у него будет знание о них, но не будет пыла, который заставил бы его к ним стремиться.