См. «иджтима аль-джуюш аль-исламийя»
ПРИМЕТЫ ЗНАЮЩЕГО
К приметам знающего относится то, что он не предъявляет претензий, не ведет тяжб, не упрекает, не видит у себя никакого превосходства над кем-либо и не считает, что кто-то ему что-то должен.
И к приметам его относится то, что он не огорчается, лишаясь чего-то, и не радуется тому, что обретает, потому что он смотрит на вещи, понимая, что они тленны и недолговечны и в действительности подобны тени и миражу.
Аль-Джунайд сказал: «Не будет знающий знающим до тех пор, пока не уподобится он земле, по которой ходит и благочестивый, и нечестивый, и облаку, которое дает тень всему, и дождю, который поит то, что желает, и то, что не желает».
Яхья ибн Муаз сказал: «Знающий покидает этот мир, так и не насытившись двумя вещами – оплакиванием самого себя и восхвалением Господа своего».
Это одно из самых прекрасных высказываний, поскольку свидетельствует о знании самого себя и собственных изъянов и пороков, а также о знании Господа своего с Его совершенством и величием. Такой человек крайне уничижительно относится к самому себе и в то же время не перестает воздавать хвалу Господу своему.
К приметам знающего относится и то, что он не позволяет творениям вставать между ним и Аллахом. Они для него словно мертвые, не владеющие для него ни вредом, ни пользой, ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением. И он не позволяет душе своей вставать между ним и творениями, так что, пребывая среди них, он как будто лишен души. Это и есть смысл высказывания: «Знающий преодолевает путь в два шага: это шаг от души своей и шаг от творений».
Говорят также, что знающий – сын своего времени. Это также одно из самых замечательных и лаконичных высказываний. Он занят своим настоящим, отвлекаясь на него от того, что осталось в прошлом и ушло в небытие, и от того, что еще не пришло. Его цель – преображение настоящего, того времени, в котором он сейчас и которое и составляет собой его оставшуюся жизнь.
К приметам его относится и то, что он близок к Господу своему и отдаляется от всех, кто преграждает ему путь к Нему. Поэтому и говорят: «Знающий – тот, кто ищет близости к Аллаху, из-за чего Он отдаляет его от творений. Он демонстрирует свою потребность в Аллахе, и Он избавляет его от потребности в творениях. И он принижает себя пред Аллахом, и Он возвеличивает его среди них. И он проявляет скромность по отношению к Аллаху, и Он возвышает его среди них. И ему достаточно Аллаха, и Он делает так, чтобы творения нуждались в нем».
Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Поистине, Всевышний Аллах открывает знающему, когда он пребывает в постели своей, то, чего не открывает Он ему, когда тот стоит, совершая молитву».
А кто-то другой сказал: «Знающий таков, что знание говорит через сердце его и положение его, притом что сам он молчит.
См. «Мадаридж ас-саликин»
СЛЕДОВАНИЕ ПОСЛАННИКУ ﷺ ПРИНОСИТ МОГУЩЕСТВО, ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ И ПОМОЩЬ ВСЕВЫШНЕГО
Человек обретает могущество, обеспеченность и помощь Всевышнего в соответствии со своим следованием Посланнику ﷺ. В соответствии с этим же следованием он получает руководство, преуспеяние и спасение. Всевышний Аллах поставил счастье в обоих мирах в зависимость от этого следования, тогда как несчастье в обоих мирах становится следствием противоречия Посланнику ﷺ.
Следующие Посланнику ﷺ обретают руководство, безопасность, преуспеяние и могущество, обеспеченность и помощь Всевышнего, покровительство и поддержку, а также благую жизнь в мире этом и в мире вечном.
А противоречащим ему достается унижение и позор, страх и заблуждение, оставление без помощи и несчастье в этом мире и в мире вечном. Посланник Аллаха ﷺ поклялся, что не уверует никто из нас до тех пор, пока не полюбит его больше собственных детей и родителей и всех людей вообще.
И Всевышний Аллах поклялся, что не уверует тот, кто не делает Посланника Аллаха ﷺ судьей во всем, относительно чего у него возникают противоречия и разногласия с другими.
Причем человек должен еще и удовольствоваться решением Посланника ﷺ и не ощущать никакого стеснения в душе своей от вынесенного им решения, подчиняться ему полностью и покоряться ему без остатка.
Всевышний Аллах сказал:
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение» (33:36).
Всевышний Аллах лишил людей права выбора после Его веления и веления Его Посланника. Верующий не имеет права выбирать что-то после того, как Посланник Аллаха ﷺ уже озвучил веление. Более того, если он повелел нечто, то веление это окончательно и обязательно для исполнения.
Выбор возможен, когда речь идет о словах кого-то другого, если нет прямых повелений от Посланника ﷺ и этот другой принадлежит к числу обладающих знанием о Посланнике ﷺ и его Сунне: если человек относится к этой категории, то его слова заслуживают того, чтобы их принять, однако принятие их не является обязанностью.
Никто не обязан безоговорочно принимать слова кого-то из людей, кроме слов Посланника ﷺ, и если человек отказывается принимать слова кого-то, помимо Посланника ﷺ, то он не считается ослушивающимся Аллаха и Его посланника. Куда этим людям до того, кому обязаны следовать все, на кого возлагаются религиозные обязанности; того, кому им запрещено противоречить и ради чьих слов они обязаны оставить любые слова?