Если говорить о пребывающем в состоянии ихрама, то ему не дозволено умышленно нюхать благовония, однако если ветер донес до него их запах и он почувствовал его, то он не обязан закрывать нос.

Сюда же относится тот случай, когда человек неумышленно бросает взгляд на запретное – этот взгляд не является запретным, однако второй (умышленный) взгляд запретен.

Что же касается желательного внимания, то это внимание желательному из знания, чтению Корана, поминанию Аллаха, а также внимание всему, что угодно Аллаху, но не является обязательным.

А нежелательное внимание – противоположное желательному. То есть это внимание всему, что является нежелательным, хотя и не влечет за собой наказания.

Что же касается разрешенного, то с ним все ясно.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ПОКЛОНЕНИЕ ВЗОРА

Обязательно смотреть в Коран (мусхаф) и книги, содержащие знания, когда на человеке лежит обязанность учиться по ним. Также он обязан смотреть на то, что он ест, расходует и чем пользуется, дабы отличить дозволенное от запретного. И он обязан смотреть на то, что ему оставили на хранение, при возвращении этого владельцам, дабы отличать эти вещи друг от друга. И так далее в том же духе.

Запретный взгляд – это взгляд на посторонних женщин со страстью в любых обстоятельствах, и запретно смотреть на них без страсти без потребности, коей может быть выбор невесты, заключение сделки, свидетельство, вынесение судебного решения. Разрешается это врачу и родственнику из категории махрам.

Желательно смотреть в книги, содержащие полезное знание и посвященные религии, благодаря чтению которых у человека увеличивается вера и знания. Также желательно смотреть в Коран (мусхаф), на лица ученых, праведников и родителей, а также на видимые знамения Аллаха как на доказательства Его единственности, знания и мудрости.

Нежелательным является излишество в созерцании того, что не приносит человеку пользы. Взор допускает излишество подобно тому, как делает это язык. И как часто это излишество приводит к излишеству, от которого потом очень трудно отвыкнуть и которое трудноизлечимо. Один из наших праведных предшественников сказал, что они считали нежелательным излишество взора подобно тому, как считали они нежелательным и излишество в словах.

Разрешенным является взор, который не приносит ни вреда, ни пользы ни в этом мире, ни в мире вечном.

Нельзя смотреть на то, на что Шариат запрещает смотреть. Это запретное бывает двух видов: части тела, которые должны быть сокрыты одеждой от посторонних глаз; и то, что должно быть сокрыто за дверями домов.

Если человек заглядывает в дом и смотрит на то, на что ему смотреть непозволительно, а хозяин дома бросит в него чем-нибудь и выбьет ему глаз, то он не несет никакой ответственности за свой поступок. Об этом упоминается в хадисе, достоверность которого бесспорна, хотя некоторые факыхи и сочли его слабым, поскольку текст его не дошел до них либо они истолковали его.

Это касается случая, когда у смотрящего нет причины, разрешающей ему смотреть. (Ведь бывает, что она есть): например, аурат, на который ему дозволено смотреть, или нечто сомнительное, на что ему велено или разрешено смотреть.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ПОКЛОНЕНИЕ ВКУСА

Обязательным является принятие пищи и питья при необходимости, когда человек опасается умереть от голода или жажды. Если человек отказывается от пищи или питья в подобной ситуации и умирает, то он умирает ослушивающимся Аллаха самоубийцей.

Имам Ахмад и Тавус сказали: «Если человек вынужден был есть мертвечину, но не стал делать этого и в конце концов умер, то он войдет в Огонь».

Сюда же относится прием лекарства, о котором достоверно известно, что оно спасает от гибели, согласно наиболее правильному из двух мнений ученых в этом вопросе.

Если же человек только предполагает, что исцелится, приняв это лекарство, то является ли его принятие желательным или разрешенным, или лучше отказаться от него?

В этом вопросе существуют хорошо известные разногласия среди ранних и поздних ученых.

Запретно вкушать вино, смертельные яды, а во время обязательного поста еще и все, что нарушает пост.

Нежелательным является вкушение сомнительного, предание, а также вкушение еды того, к кому ты пришел неожиданно, и он не звал тебя на угощение, а также вкушение еды совершающих деяния напоказ на свадьбах и торжествах.

В «Сунан» упоминается, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи ва саллам) запретил есть еду соревнующихся в щедрости*. [Речь идет о человеке, который готовит угощение с целью превзойти другого и добиться признания того, что его угощение лучше. Это сопряжено с желанием прославиться и действиями, совершаемыми напоказ, поэтому это нежелательно (Ма’алим ас-сунан)]



Наши рекомендации