Очень многое зависит от терпения человека, поскольку оно для веры — словно голова для тела: если отсечь голову, то тело не сможет жить.

См. [Фаваид].

ПРИЧИНЫ ОБЛЕГЧЕНИЯ

Всевышний Аллах сказал:

«Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему» (Сура 92 «Ночь», аяты 5-7).

Таким образом, Всевышний Аллах упомянул три причины облегчения.

Причина первая: даяние раба. Подразумевается, что он отдает то, что Господь велит ему отдавать, что позволяет ему отдавать его натура и с чем соглашается душа его. Это подразумевает даяние веры и покорности, искренности и покаяния, благодарности и благодеяния, а также принесение пользы другим посредством своего имущества, языка, тела, намерений и стремлений. И при этом душа его подчиняется ему и стремится отдавать, - в отличие от низкой, не желающей отдавать.

Душа покорная приносит пользу и делает добро, и ей присущи благодеяние и отдача блага обязательного и дополнительного. Она дарует благо свое себе и другим.

Она подобна источнику, от которого люди получают пользу, черпая из него воду для питья, поения своей скотины и полива своих посевов. То есть они получают от него пользу разными способами, не испытывая никаких затруднений.

Так же и благодатный человек: люди без труда получают от него пользу, где бы он ни оказался. В награду Аллах посылает ему самому облегчение, подобно тому, как душа его отдает с легкостью.

Причина вторая: богобоязненность. Это отдаление от всего, что запретил Аллах. Это одна из главных причин облегчения, тогда как противоположность ее относится к причинам затруднения.

Богобоязненному Аллах облегчает его дела в этом мире и в мире вечном.

Что же касается отвергающего богобоязненность, то даже если некоторые дела в этом мире и будут облегчены для него, то дела его в мире вечном будут затруднены в той мере, в которой он отказывается от богобоязненности.

Что же касается облегчения мирских дел, то, будь он богобоязненным, даже в этих мирских делах его ожидало бы намного большее облегчение.

Поистине, благая жизнь, наслаждение сердца и духа и их радость относятся к величайшим видам блаженства в этом мире, и они намного ценнее наслаждений, которые получают приверженные миру этому посредством страстей и разных удовольствий.

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (Сура 65 «Развод», аят 4).

Таким образом, Всевышний сообщил, что Он облегчает богобоязненным то, что не облегчает другим.

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Сура 65 «Развод», аяты 2-3).

Это также указание на облегчение по причине богобоязненности.

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду» (Сура 65 «Развод», аят 5).

Это облегчение посредством устранения того, чего человек опасается, и дарования ему того, что он любит и что вызывает его довольство.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас» (Сура 8 «Добыча», аят 29).

Это облегчение посредством способности отличать истину ото лжи, которая предполагает спасение, помощь, знание и свет, различающий истину и ложь, а также прощение скверных поступков и грехов. А это – величайшее облегчение.

Всевышний Аллах сказал: «…и бойтесь Аллаха, - быть может, вы преуспеете» (Сура 3 «Семейство Имрана», аят 130).

Преуспеяние – предел облегчения, тогда как отсутствие его – предел затруднения.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас» (Сура 57 «Железо», аят 28).

Таким образом, за богобоязненность Всевышний гарантировал им три вещи.

Во- первых, Он даровал им две доли милости Своей: долю в мире этом и долю в мире вечном. И Он может удвоить им долю в мире вечном, так что уже будет две доли, а не одна.

Во-вторых, Он дарует им свет, с помощью которого они смогут идти во тьме.

В-третьих, Он дарует им прощение грехов, а это предел облегчения.

Причина третья: признание наилучшего. Разъясняется, что под наилучшим подразумевается свидетельство «Нет (истинного) божества, кроме Аллаха», либо Рай, либо возмещение. Ведь Всевышний Аллах сделал богобоязненность причиной всякого облегчения, а оставление богобоязненности – причиной для всякого затруднения. Таковы толкования наших праведных предшественников.

«Йусра» - описание к тому, что не упоминается в самом аяте. Это слово представляет собой превосходную степень и образовано от слова «облегчение». Все три мнения сводятся к наилучшим деяниям и наилучшему воздаянию.

Наши рекомендации