Всевышний Аллах сказал: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в земной жизни и Последней жизни» (Сура14 «Ибрахим», аят 27).

Эти слова – величайший клад тех, кто способен увидеть его, извлечь и использовать правильным образом, и прекрасное приобретение. А если лишиться его, то это действительно будет лишение. Причина в том, что раб Аллаха не может обойтись без поддержки и укрепления от Него ни мгновенья – в противном случае небеса и земля его веры тут же сдвинутся со своих мест.

Всевышний Аллах сказал самому почтенному пред Ним из Его творений, Его рабу и посланнику: «Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону» (Сура 17 «Ночное путешествие», аят 74).

Всевышний Аллах сказал самому почтенному пред Ним из Его творений: «Вот твой Господь внушил ангелам: «Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали» (Сура 8 «Добыча», аят 12).

А в хадисе аль-Баджали говорится: «Он спрашивает с них и укрепляет их» (Ат-Тирмизи, 2557).

И Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце» (Сура 11 «Худ», аят 120).

Творения делятся на две категории: те, которым посчастливилось обрести это укрепление от Всевышнего, и те, кто остался без этого укрепления. Основа укрепления – твердое слово и исполнение велений Всевышнего. Через них Всевышний Аллах укрепляет раба Своего. Чем тверже слово верующего и чем лучше его деяния, тем больше укрепления ему достается.

Всевышний Аллах сказал: «А если бы они совершили то, чем их увещевают, то это было бы лучше для них и сильнее укрепило бы их» (Сура 4 «Женщины», аят 66).

Чем тверже слово человека, тем более стойкое у него сердце. Твердое слово – это слово истины, правдивое слово. Оно являет собой противоположность слову лживому. Слова бывают двух видов: твердое, соответствующее истине, и ложное, не соответствующее истине. Самое твердое слово – свидетельство единобожия и то, что оно предполагает. Это величайшее из того, посредством чего Аллах укрепляет и поддерживает раба Своего в этом мире и в мире вечном.

Поэтому ты видишь, что правдивый относится к числу наиболее стойких людей и обладателей самых отважных сердец, тогда как лживый, напротив, относится к числу самых слабых, скверных людей, которым присуще двуличие, и у них меньше всего стойкости. Люди проницательные знают о правдивости человека, видя стойкость сердца его, когда он говорит, и видя его отвагу и вызываемый им трепет. И они знают ложь человека через противоположность этого, и лишь человек, обладающий очень слабой проницательностью, способен не заметить это.

Одного ученого спросили о словах, которые он слышал от одного человека, и он сказал: «Клянусь Аллахом, я ничего из них не понял, однако я увидел в его словах силу, непохожую на силу изрекающего ложь».

Не получает раб Аллаха дара лучшего, чем твердое слово. И те, кому оно даровано, непременно обнаружат плоды его в те мгновения, когда будут больше всего нуждаться в этом, в своих могилах и в День воскрешения. В «Сахихе» Муслима в хадисе, который передал от Пророка ﷺ аль-Бара ибн Азиб, говорится, что ниспослание этого аята связано с мучениями в могиле.

См. «И’лям аль-муваккиин»

ОСНОВА ВСЯКОГО БЛАГА

Основа всякого блага — знать, что то, чего Аллах желает, непременно происходит, а то, чего Он не желает, никогда не происходит, и быть твёрдо убеждённым в том, что благие дела относятся к числу Его милостей, благодарить за них и смиренно молить Его о том, чтобы Он не лишал тебя их; и что скверные деяния — свидетельства отказа Всевышнего помогать Своему рабу и часть наказания, которому Он подвергает его. Ты должен обращаться к Нему с мольбами о том, чтобы Он препятствовал тебе в совершении скверных дел и не предоставлял тебя душе твоей в совершении благих и оставлении скверных деяний.

Знающие единодушны в том, что основа всякого блага — содействие Аллаха Своему рабу, тогда как основа всякого зла — отказ Всевышнего помогать Своему рабу.

Они также единодушны в том, что содействие Аллаха предполагает, что Он не предоставляет тебя душе твоей, и что оставление без помощи — это когда Аллах предоставляет тебя душе твоей.

Если основа всякого блага — содействие Аллаха Своему рабу, а оно — в руках Аллаха, а не в руках Его раба, то ключ к нему — мольба, потребность в Аллахе, искреннее испрашивание у Него защиты, стремление к Нему и страх перед Ним. Если Аллах даёт Своему рабу этот ключ, то это означает, что Он желает открыть ему, а если Он не помогает ему найти этот ключ, то дверь блага остаётся закрытой для него.

Повелитель верующих 'Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал; «Поистине, я не тревожусь об ответе, ибо моё дело — обратиться к Нему с мольбой. Если мне была внушена мольба, значит, ответ придёт вместе с ней».

Содействие и помощь Всевышнего Своему рабу зависит от намерения раба, его стремлений, целей и желания обрести эту помощь. Помощь Аллаха нисходит к Его рабам в соответствии с их стремлениями, стойкостью, надеждами и страхом перед Ним. То же самое можно сказать и об оставлении без помощи.

Всевышний Аллах — Наимудрейший и Самый знающий. Своё содействие Он направляет туда, где ему и место, так же как и оставление без помощи. Он — Знающий, Мудрый, И без Его помощи остаётся лишь тот, кто не благодарит его, пренебрегает своей потребностью в Нём и обращением к Нему с мольбами. И помощь и содействие Аллаха обретается лишь посредством благодарности, потребности в Нём и обращения к Нему с мольбами.

Наши рекомендации