Терпеливое перенесение обид, наносимых людьми, лучше иного образа действий и приносит человеку больше пользы и блага в итоге.
Если же человеку приходится пребывать в людьми, когда они предаются чрезмерности в дозволенном, то он должен приложить усилия для того, чтобы превратить подобное собрание в покорность Аллаху по мере возможности, поощряя самого себя и укрепляя сердце свое. И он не должен обращать внимания на наущения шайтана, который попытается отвратить его от этого посредством внушения, что это, мол, совершения деяний напоказ и стремление продемонстрировать свои знания и показать себя, и так далее в том же духе. Пусть же он борется с шайтаном, испрашивает помощи у Аллаха и оказывает на этих людей благотворное влияние по мере своих возможностей.
Если же у него нет возможности сделать это, пусть он отделит сердце свое от их сердец подобно тому, как вытаскивают из теста попавший в него волос. Пусть он будет среди них присутствующим и отсутствующим одновременно, близким и далеким, спящим и бодрствующим. Пусть он смотрит на них и не видит их, пусть он слышит их слова, но не внимает им. Ведь он забрал от них свое сердце и поднял его в высшее небесное общество, и оно летает вокруг Трона вместе с высшими пречистыми духами. Это очень трудно для душ, однако просто для тех, кому Аллах облегчает это.
Он должен быть искренне преданным Всевышнему Аллаху, постоянно испрашивать у Него защиты и смиренно простираться у врат Его. В этом способна помочь лишь искренняя любовь и постоянное поминание сердцем и языком. И он должен остерегаться четырех пагуб, о которых мы упомянем позже. И это недостижимо без благих запасов и силы, даруемой Всевышним Аллахом, и искренней решимости и освобождения от привязанности к кому бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха. А Всевышний Аллах знает обо всем лучше.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Разное
КАЧЕСТВА ВЕРУЮЩЕГО
У него одни устремления, у людей – другие. Он покорен, скромен, у него здравое сердце и он легко подчиняется истине, и его сердце быстро устремляется к поминанию Аллаха. И он далек от ложных утверждений, он не утверждает ничего ложного ни своим языком, ни своим сердцем, ни своим положением. Он равнодушен ко всему, кроме Аллаха, и он стремится ко всему, что приближает его к Аллаху. Он близок к людям, но одновременно очень далек от них, он тянется к тому, от чего отдаляются они, и отдаляется от того, к чему тянутся они, и один идет по дороге, ведущей к этому …
Он не радуется тому, что имеет, и не жалеет о том, чего у него нет. Собеседник его радуется ему; и тому, кто посмотрит на него, вид его напоминает о Всевышнем Аллахе. Он не становится обузой для людей, и он терпеливо переносит наносимые ими обиды и не наносит обид им, и он относится к ним чистосердечно, давая им благие советы. И он предоставляет им честь свою и душу свою, не требуя никакого возмещения, и не по причине униженности и слабости.
Он не вмешивается в то, что его не касается, и не скупится на то, чего у него вдоволь. Ему присущи правдивость, целомудрие, альтруизм, скромность, кротость, спокойствие и выдержка. Делая людям добро, он не ждет от них никакого возмещения и похвалы, и он не упрекает, не вступает в споры, ни от кого ничего не требует, не считает, что кто-то ему чем-то обязан и что у него есть превосходство над кем-то. Он занимается своим делом, оказывает почет братьям по вере, бережливо относится к своему времени и оберегает язык свой.
См. «Тарик аль-хиджратейн»
СТЫДЛИВОСТЬ
Задумайтесь об этом нравственном качестве, присущем исключительно человеку, в отличие от животных. Это стыдливость, которая относится к лучшим и наиболее достойным из нравственных качеств, самым великим и самым полезным. Это особенность человека, и у кого нет стыдливости, у того нет ничего человеческого, кроме плоти и крови и внешнего вида,и нет в нем никакого блага.
Если бы не это качество, то не оказывали бы гостеприимство гостю, не выполнялись бы обещания, не оправдывалось бы доверие, не исполнялись бы просьбы, и человек не стремился бы к прекрасному и не предпочитал бы его и не отвергал бы отвратительное, не скрывал бы аурат и не воздерживался бы от мерзости.
Многие люди не исполняли бы ни одной из своих обязанностей, если бы не стыдливость. Они не соблюдали бы права творений, не поддерживали бы родственные связи, не уважали бы родителей, поскольку побудительный мотив для подобных действий может быть либо религиозный – надежда на награду в мире вечном, - либо тоже возвышенным, но мирским. Это стыдливость человека перед творениями.