Всевышний Аллах сказал: «Стремитесь к прощению вашего господа и Раю, ширина которого – ширина небес и земли, приготовленному для богобоязненных» (3:133).
И Всевышний Аллах сказал: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» (2:148).
И Всевышний Аллах сказал: «пусть же ради этого состязаются состязающиеся» (83:26).
А Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы люди знали, сколько блага заключается в призыве на молитву и в стоянии в первом ряду молящихся, они бросали бы жребий ради этого» (аль-Бухари, Муслим).
Жребий бросают, когда теснят друг друга и состязаются в чем-то, а не когда предпочитают себе других. Всевышний Аллах не сделал то, что является покорностью Ему и приближением к Нему, предметом альтруизма. Напротив, это предмет состязания и соревнования. Поэтому факихи сказали, что альтруизм в том, что касается деяний, приближающих к Аллаху, не является желательным. Секрет в том (а Аллах знает обо всем лучше), что предметом альтруизма должно быть то, что трудно поддается соучастию и совладению, ибо его не хватает и тому, кто жертвует, и тому, в чью пользу он жертвует, - то есть это может достаться либо одному, либо другому.
Что же касается дел благочестия и проявлений покорности Аллаху, то очевидно, что здесь нет места тесноте, и если бы одно и то же проявление покорности совершали тысячи людей, то никакой скудности и тесноты не было бы, - этого деяния хватит на всех. Если же по каким-то причинам все желающие не могут участвовать в каком-то деянии или места не хватает на всех, таким образом, что если одни сделают это, то другие лишатся возможности это сделать, то твердое намерение совершить данное деяние приносит человеку такую же награду, какую получает и совершивший его, о чем упоминается в нескольких хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Так что, если человек упустил возможности совершить само деяние, пусть он не упускает возможности решительно и твердо вознамериться совершить его. К тому же, если человек не смог совершить одно благое дело, то он может заменить его иными проявлениями покорности Всевышнему и деяниями, приближающими к Нему, - либо равнозначными, либо превосходящими, либо уступающими ему. И если человек заменил это деяние иным и при этом Аллаху известно, что у него было твердое намерение совершить это упущенное деяние, то Всевышний вознаградит его и за совершенное деяние, и за то, которое он только собирался совершить , но не сумел, то есть но получит двойную награду. Это милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, ведь Аллах обладатель великой милости.
От раба Аллаха требуется стремление приблизиться к Нему, поиск средств приближения к Нему и состязание с другими в угодном Ему. А жертвование этим приближением в чью-то пользу предполагает отсутствие стремления к нему, и оставление его, и отказ от состязания в нем. Это в отличии от пищи, питья и одежды, в которых нуждается человек, если брат его также нуждается в этом: если один обретет это , то другой останется без этого. И Аллах побуждает Своего раба, если тот находит в себе достаточно силы и терпения, жертвовать ради других тем, что не портит религию человека, и не причиняет ему вреда, и не становится препятствием на его пути к Господу, и не рождает в сердце его привязанности к творениям, - поскольку от такого альтруизма вреда больше, чем пользы.
Если же альтруизм приносит больше пользы – например, когда он ведет к спасению души от гибели и порчи или имеет место необходимость, причем предмету альтруизма нет подобного, - то человек должен проявить альтруизм. Если же у этого предмета есть подобные ему, то человек не обязан проявлять альтруизм, однако если он все же сделает это, это будет предел великодушия, щедрости и благодеяния. Поистине, тот, кто предпочитает чью-то жизнь собственной и чужую потребность своей, проявляет величайшую щедрость и великодушие, достигая вершин в этом и обретая в этом великую долю.
См. «Тарик аль-хиджратейн»
КАК ПРИВИТЬ СЕБЕ АЛЬТРУИЗМ
Если кто-то спросит, как облегчить для души альтруизм, ведь душа по природе своей склонна к эгоизму, а не к альтруизму, то мы скажем, что существует несколько способов привить ей это качество.
Первый способ: стремление раба Аллаха к обладанию благими нравственными качествами, ибо, поистине к наилучшим, наиболее благородным и наивысшим из них относится альтруизм, и Аллах вложил в сердца возвеличивание и любовь к тому, кто проявляет это качество, подобно тому, как вложил Он ненависть и отвращение к эгоисту, и творение Аллаха не подлежит изменению.
Нравственные качества можно разделить на три категории. Это альтруизм (качества достоинства), качество деления и уравнивания (качество справедливости) и качество эгоизма и эксплуатации (качество несправедливости).
Проявляющий альтруизм любим, ему подчиняются и относятся к нему почтительно. Справедливого не обижают и не одолевают, однако ему не подчиняются души так, как подчиняются они проявляющему альтруизм по отношению к ним. А эгоиста обижают, и души одолевают его быстрее спускающего потока. Разве не эгоизм стал причиной падения и уничтожения целых царств? Души не в состоянии вытерпеть эгоизм. Поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел своим сподвижникам слушаться и повиноваться обладающим властью, даже если те будут предпочитать им других, поскольку трудно повиноваться предпочитающему тебе других и эгоизм ненавистен людям.