И у скромности есть предел, и если перейти его, то она превращается в унижение. А если человек не доходит до этого предела, то результатом становится высокомерие и кичливость.
И у величественности есть предел, и если перейти его, то она превратится в высокомерие и станет скверным нравственным качеством. А если не дойти до этого предела, то результатом станет унижение.
Критерием для всего перечисленного является умеренность, которая представляет собой предпочтение золотой середины, лежащей между двумя крайностями — чрезмерностью и упущениями, и именно на ней зиждется то, что приносит пользу в обоих мирах. Более того, только умеренность способна принести пользу телу, и если человек в чём-то выходит за рамки умеренности, проявляя чрезмерность или, напротив, делая упущения, он теряет здоровье и силы пропорционально степени своего отклонения от умеренности.
Так же и естественные действия — сон и бодрствование, еда, питьё, половое сношение, движения, упражнения, уединение и пребывание в обществе людей, и так далее: до тех пор, пока человек придерживается во всём этом золотой середины, лежащей между двумя крайностями, он придерживается требуемой умеренности. А когда он отклоняется от этой умеренности ради одной из крайностей, то это становится недостатком, и результатом становится несовершенство и изъяны.
И к самым почётным и полезным знаниям относится знание установленных Всевышним пределов, особенно границ узаконенного Шариатом, то есть велений и запретов, и самый знающий из людей — тот, кто лучше всех знает эти пределы, дабы не вводить в них то, что в них не входит, и не выводить за них то, что входит в них.
Всевышний Аллах сказал: «Бедуины оказываются самыми упорными в неверии и лицемерии. Они больше других не знают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику» (сура 9 «Покаяние», аят 97).
Самый умеренный и справедливый из людей — тот, кто соблюдает границы нравственности, деяний и узаконенного Шариатом, зная их и практикуя в жизнь. А Аллах оказывает помощь и поддержку.
См. [Фаваид]
УМЕРЕННОСТЬ В НРАВСТВЕННОСТИ
Всякое похвальное нравственное качество находится между двумя порицаемыми и является золотой серединой между ними, тогда как обе крайности порицаемы. Например, щедрость находится посередине между скупостью и расточительством, а скромность – посередине между униженностью и высокомерием.
Если душа отходит от золотой середины, то непременно впадает в одну из двух порицаемых крайностей. Отходя от скромности, она впадает либо в высокомерие, либо в униженность. Отходя от стыдливости, она впадает либов наглость и дерзость, либо в слабость, трусость и малодушие, предоставляя врагу своему власть над собой и упуская множество благ, под предлогом стыдливости, тогда как в действительности это всего лишь слабость, бессилие и смерть души.
Отходя от похвального терпения, человек впадает либо в отчаяние, ропот, раздражение и нетерпеливость, либо в черствость и жестокосердие.
Отходя от благоразумия, он впадает либо в легкомыслие, вспыльчивость и ветреность, либо в униженность, и велика разница между тем, чья кротость обусловлена униженностью и слабостью, и тем, чья кротость обусловлена величием и благородством и сопровождается способностью (выплеснуть гнев и иные эмоции, отомстить и так далее).
Отходя от неторопливости и мягкости, он впадает либо в торопливость, легкомыслие и насилие, либо в халатность и попустительство, поскольку неторопливость и мягкость находятся между ними.
Если он отходит от величия, которым Аллах наделил верующих, он впадает либо в высокомерие, либо в униженность, поскольку похвальное величие лежит между ними.
Если человек отходит от смелости, то он впадает в безрассудство и непохвальную порывистость, либо в трусость и порицаемую нерешительность.
Отклоняясь от состязания в повышении степеней и в деяниях, достойных белой зависти, он впадает либо в зависть, либо в слабость, униженность и довольство своим униженным положением.
Отходя от умения довольствоваться малым, человек впадает либо в жадность и алчность, либо в униженность, презренность и попустительство.
Отходя от милосердия, человек впадает либо в жестокость, либо в слабость сердца и малодушие, подобно тому, кто не решается ни зарезать овцу, ни применить установленное Шариатом наказание к тому, к кому следует его применить, ни подвергнуть воспитательному наказанию ребенка под предлогом милосердия.
То же самое можно сказать и о приветливом выражении лица и похвальном веселье. Оно являет собой золотую середину между хмурой суровостью и надменностью и лишением людей радости и между переходящим все границы весельем, которое лишает человека всякого почтения и уважения со стороны окружающих и авторитета, тогда как первое отклонение становится причиной отдаления от человека окружающих, а также возникновение в их сердцах ненависти и отвращения к нему.
Обладатель золотой середины почитаем, уважаем и любим одновременно, ему присуще величие, и люди стремятся к встрече с ним. В описании Пророка, мир ему и благословение Аллаха, присутствуют такие слова: «Увидев его, человек испытывал благоговейный страх, а познакомившись с ним, он начинал испытывать любовь к нему»
См. [Мадаридж ас-саликин]
ГЛАВА ВТОРАЯ
Альтуризм
АЛЬТРУИЗМ
Всевышний Аллах сказал:
"Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими" (59:9).
Альтруизм - противоположность алчности, поскольку предпочитающий себе других отказывается от того, в чем сам нуждается, тогда как алчный желает того, что принадлежит не ему. Обретая что-то, он скупится отдать это, поскольку скупость - плод алчности, и алчность побуждает человека к скупости. Как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: "Остерегайтесь алчности, ибо она погубила живших до вас. Она велела им быть скупыми, и они стали скупыми. Она велела им порывать родственные связи, и они стали порывать родственные связи" (Абу Дауд, 1698).
Скупой - это человек, внявший зову алчности, а предпочитающий себе других - это человек, внявший зову щедрости. И щедрость в смысле отказа от стремеления к чужому лучше щедрости в смысле щедрого даяния.
АбдуЛлах ибн аль-Мубарак сказал: "Щедрость посредством отказа от стремеления к чужому лучше щедрости посредством даяния, и это положение - положение великодушия, щедрости и благодеяния".