Спрос души своей после деяний
Спрос с души своей после того, как деяние совершено, бывает трех видов.
Вид первый: спрос за покорность, совершая которую она сделала упущение в соблюдении права Всевышнего Аллаха и не соблюдала его должныи образом.
А у Всевышнего Аллаха шесть прав в деянии, которое является покорностью Ему. о них мы уже говорили. Это искренность в деянии, чистосердечное отношение к Аллаху при его совершении, следование Посланнику при его совершении, ихсан (поклонение Аллаху так, будто видишь Его или, по крайней мере, помня о том, что Он видит тебя), признание милости Аллаха к нему и, наконец, признание собственных упущений. Он должен спрашивать с души своей, чтобы выяснить, отдал ли он должное всем этим обязанностям? И исполнил ли он их в этой покорности?
Вид второй: спрос с души своей за каждое деяние, отказ от которого был лучше его совершения.
Вид третий: спрос с души своей за разрешенное либо привычное действие: зачем он совершил его? Ради Аллаха и мира вечного? В таком случае это прибыльная сделка или же он стремился к мирским благам? В этом случае он упустит прибыль.
См. "Игасат аль-ляхфан"
ОБВИНЕНИЕ ДУШИ СВОЕЙ
Спрос с души своей приносит много пользы, в том числе и дает возможность узнать ее пороки. Ведь тот, кто не знает пороков собственной души, не способен устранить их. Узнав же их, он начинает ненавидеть ее ради Всевышнего Аллаха. Имам Ахмад приводит слова Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах: «Человек не обретет настоящее понимание религии до тех пор, пока не возненавидит людей ради Аллаха и, посмотрев на душу свою, не возненавидит ее ещё сильнее».
Мутарриф ибн АбдуЛлах сказал: «Если бы не знание собственной души, я бы возненавидел людей!».
И он говорил, обращаясь с мольбой на Арафате: «О Аллах! Не отвергай людей из-за меня!».
Бакр ибн АбдуЛлах аль-Музани сказал: «Когда я посмотрел на стоящих на Арафате, я решил, что всем им простились бы их грехи, если бы меня не было среди них».
Айюб ас-Сахтияни сказал: «Когда упоминают о праведных, я всегда отдельно от них».
Когда Суфьян ас-Саури лежал на смертном одре, к нему зашел Абуль-Ашхаб с Хаммадом ибн Салямой, и Хаммад сказал ему: «О Абу АбдуЛлах! Разве ты не обезопасен теперь от того, чего ты боялся, и разве не отправляешься ты сейчас к тому, с кем связывал надежды, - Милостивейшему?» Тот ответил: «О Абу Саляма… неужели подобный мне смеет надеяться спастись от Огня?» Он сказал: «Да, клянусь Аллахом! Поистине, я надеюсь на это для тебя».
Муслим ибн Саид аль-Васиты сказал: «Хаммад ибн Джафар ибн Зейд передал мне со слов своего отца: «Мы отправились в поход на Кабул, а в войске был Сыля ибн Ашьям. Люди остановились на ночлег с наступлением времени ночной молитвы (иша). Совершив молитву, они легли спать. Я же решил для себя, что непременно понаблюдаю за его деяниями. Он же стал дожидаться, пока люди уснут. И когда мне показалось, что все затихли, он поднялся и вошел в чащу, которая начиналась неподалеку. Я последовал за ним. Он совершил малое омовение, потом встал на молитву. И тут пришел лев и приблизился к нему. Я же забрался на дерево и стал наблюдать: обратит он на него внимание или примет его за львенка? Когда он совершил земной поклон, я решил, что сейчас-то лев растерзает его. Он сел и завершил молитву, после чего сказал: «О зверь! Ищи пропитание в другом месте». И лев повернулся и удалился, издав рык, от которого, как мне показалось, даже содрогнулись горы. И он молился так до самого рассвета. На рассвете же он сел, восхвалил Всевышнего Аллаха такими восхвалениями, каких я в жизни не слышал, а потом сказал: «О Аллах, я прошу Тебя уберечь меня от Огня! И подобный мне слишком ничтожен, чтобы дерзнуть просить у Тебя Рая». А потом он вернулся, и утром он выглядел так, будто всю ночь он проспал на перине, я же испытывал такую слабость и усталость, что только Аллах знал, в каком состоянии я был…»
Юнус ибн Убайд говорил: «Поистине, я знаю сотню благих качеств, ни одно из которых я не обнаруживаю в себе».
А Мухаммад ибн Васи’ говорил: «Если бы грехи имели запах, то никто бы не смог сидеть рядом со мной».
Ибн Абу ад-Дунья передает, что аль-Хульд ибн Айюб сказал: «Среди израильтян был монах, который жил в своей келье шестьдесят лет. Однажды он увидел сон. Во сне ему было сказано: «Поистине, такой-то сапожник лучше тебя». И этот сон повторялся каждую ночь. Тогда он отправился к этому сапожнику и спросил его о его деяниях. Он же сказал: «Поистине, я такой человек, что, кто бы ни прошел мимо меня, я непременно думаю, что этот человек попадет в Рай, тогда как я окажусь в Огне». Таким образом, он превзошел этого монаха своим уничижительным отношением к самому себе».