Терпение в покорности аллаху

Рабу Всевышнего Аллаха следует проявлять терпение в трех положениях.

Положение первое: до того, как приступить к совершению угодного Аллаху. Он должен сделать свое намерение правильным и искренним и отдалиться от всего, что может привести к совершению этих деяний напоказ людям. Кроме того, он должен решительно намериться совершить это деяние так, как повелел Всевышний.

Положение второе: терпение во время совершения деяния. Это такое терпение, которое должно удержать человека от упущений и нерадивости. К тому же он должен постоянно помнить о своем намерении и следить за тем, чтобы сердце его постоянно присутствовало пред Тем, Кому он поклоняется, и не забывало о Нем во время действия. Ведь главное не в том, чтобы совершить действие, а в том, чтобы не забывать во время его совершения о Том, Кто повелел ему совершить это действие, и постоянно помнить о Нем. Таково поклонение искренних рабов Аллаха.

Человеку требуется терпение, чтобы совершать поклонение должным образом, правильно совершая все его неотъемлемые и необходимые составляющие, а также желательные действия. требуется терпение, чтобы на протяжении совершения этого поклонения помнить о Том, Кому ты поклоняешься, и не отвлекаться от Него. Не только органы его тела должны демонстрировать подчиненность Аллаху (убудийя) - сердце его также должно быть с Аллахом. Демонстрация этой подчиненности органами тела не избавляет от необходимости присутствия сердца пред Всевышним.

Положение третье: терпение после завершения дела. Проявляется оно следующими способами:

Терпение в смысле воздержания от того, что может сделать тщетным его деяние.

Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! е делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями" (2:264).

Важно не только совершить угодное Аллаху, но и сохранить совершенное деяние от того, что может сделать его тщетным.

Воздержание от восхищения своим деянием и самолюбования, кичливости и хвастовства, ибо это приносит намного больше вреда, чем многие явные грехи.

Воздержание от превращения тайного деяния в явное. Ведь бывает, что раб Аллаха совершает какое-то дело тайно, так что оно остается между ним и Всевышним Аллахом, и оно записывается ему как тайное. А если он рассказывает о нем, то оно переводится в разряд явных. Человек не должен думать, что необходимость проявлять терпение отпадает, как только деяние совершено.

См. "Уддат ас-сабирин"

ТЕРПЕНИЕ ДАЕТСЯ НЕЛЕГКО

Терпение в смысле воздержания от ослушания Аллаха посредством своего языка и половых органов относится к самым трудным видам терпения, потому что тяга к этим видам ослушания чрезвычайно велика и их очень легко осуществить. Ослушание посредством языка любимо человеком. Сюда относятся сплетни, хула, ложь, споры, хвастовство в виде намеков и явное, пересказ людских речей, очернение тех, кто ненавистен человеку, восхваление тех, кто любим им, и так далее в том же духе. Тяга к этому ослушанию сильна, шевелить языком не составляет труда, а терпения, чтобы удержаться от этого, часто не хватает.

Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Муазу: "Сдерживай свой язык". Он спросил: "А разве с нас будет взыскано за то, что мы говорим?" Он ответил: "А разве будут ввергать людей в Огонь лицом вниз за что-то, кроме того, что делали их языки?!" (ат-Тирмизи, 2616).

Особенно плохо, когда грехи, совершаемые языком, входят у человека в привычку. Если это произошло, то проявлять терпение становится ещё труднее. Поэтому бывает, что человек простаивает ночи в молитве, и проводит дни в посте, и не позволяет себе опереться на шелковую подушку даже на мгновение, но при этом не сдерживает язык свой - злословит, сплетничает, задевает чью-то честь, и при этом он может затронуть много молящихся и хорошо знающих религию Аллаха людей и начинать наговаривать на Аллаха то, о чем у него нет знания.

Часто мы видим людей, которые воздерживаются даже от незначительного из запретного - боятся капли вина или скверны размером с угольное ушко - но в то же время не отдаляются от совершения иного запретного. Рассказывают, что один человек уединился с посторонней женщиной, и прежде чем совершить с ней прелюбодеяние, сказал ей: "Закрой лицо, ибо смотреть на лицо посторонней женщины запретно!"

Один человек спросил АбдуЛлаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими боими, о крови комара, и он сказал: «Посмотрите на них! Они спрашивают меня о крови комара после того, как убили сына дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» (Речь идет о жителях Куфы, которые принимали участие в убийстве аль-Хусейна ибн Али ибн Абу Талиба в Кербеле).

Тут уместно будет упомянуть ещё один похожий случай. Однажды, когда я пребывал в состоянии ихрама, ко мне пришли бедуины, известные тем, что совершали убийства и грабили имущество людей, и спросили меня об убийстве вшей пребывающим в состоянии ихрама. Я сказал: «Удивительно! Они не гнушаются убивать душу, которую Аллах запретил убивать и при этом спрашивают об убийстве вшей пребывающим в состоянии ихрама!

См. «Уддат ас-сабирин»

Наши рекомендации