Обсуждая эту тему, невозможно отрицать связь вещей с их названиями.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Когда будете посылать ко мне гонца, посылайте обладателя хорошего имени и приятного лица". (ат-Табарани)

Он имел обыкновение спрашивать о том, как называется земля, где ему случалось останавливаться, и имена посланцев, которые приходили к нему.

И когда в день Худайбийи к ним пришел Сухайль ибн Амр, он сказал: "Ваше дело облегчилось [имя "Сухайль" и глагол "облегчаться" в арабском языке однокоренные] для вас". (аль-Бухари, 2734)

И желая изменить имя Хазн (грубый, трудный) на Сахль (мягкий, легкий), он сказал: "Значение его имени оказывает влияние на него и его потомков".

И когда Умар ибн аль-Хаттаб спросил одного человека о его имени, имени его отца и о его земле, и тот сообщил, что его зовут Джамра ибн Шихаб, а сам он живет в квартале Харика, в области Зат Ляза, то он сказал ему: "Возвращайся домой, ибо дом твой сгорел!" [Дело в том, что и его имя, и названия места, в котором он жил, были связаны с огнем]

И всё так и было на самом деле.

[См. "Мифтах дар ас-саада"]

ПОДЧИНЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКУ

Всевышний Аллах сказал:

"Он - Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по ее возвышенностям и вкушайте из Его удела, и к Нему вы прибудете после воскрешения" (67:15).

Всевышний Аллах сообщает о том, что Он сделал землю покорной и смиренной для нас. Так что мы можем ходить по ней, копать ее, вспахивать, возводить на ее поверхности разные строения, и Он не сделал ее такой, что делать все перечисленное было бы на ней очень трудно или даже невозможно.

Всевышний сообщил, что Он сделал землю распростертым ложем, ковром, колыбелью и местом пребывания. И Он сообщил, что Он распростер ее и вывел из нее воду ее и пастбища, укрепил ее посредством гор и устроил на ней проходы и дороги, пустил по ней реки и ручьи и сделал ее благодатной и отмерил ее удел.

К проявлениям ее благодатности относится и то, что все живые существа и их пища выходит из нее.

К проявлениям ее благодатности относится и то, что, когда в нее бросают зерно, из нее выходит во много раз больше, чем в нее посеяли.

К проявлениям этой благодатности относится и то, что скверну она несет на своей поверхности и при этом выводит из недр своих самые прекрасные и полезные вещи, скрывая мерзкое и выводя благое.

К проявлениям этой благодатности относится и то, что она скрывает то скверное, что есть у раба Аллаха, и его отходы. И она же становится приютом для него, принимая его в себя, и она же выводит из себя пищу и питье для него. Она принимает скверное и дает взамен полезное. И ничто не причиняет так мало вреда и не приносит так много блага, как земля.

Подразумевается, что всевышний сделал для нас землю подобной послушному верблюду, который ведет туда, куда его ведут.

Ее пути и дороги недаром названы возвышенностями - манакиб, учитывая упомянутое ранее описание, в котором земля названа покорной. Идущий по ней идет по ее возвышенностям, то есть по наивысшим ее частям. Поэтому о слове манакиб говорили, что под ним подразумеваются горы. Это подобно плечам (манакиб) человека, которые являют собой его возвышенности.

Ученые сказали: "Это указание на то, что по ее равнинам идти еще легче". А некоторые сказали, что под этим словом подразумеваются стороны и окрестности, подобно тому, как обозначают этим словом бока человека.

Очевидно, что под словом манакиб подразумеваются все-таки возвышенности.

Далее Он повелел есть из того удела, который Он вложил в нее, подчинив им ее, сделав ее удобной для их жизни и деятельности, создав на ней пути и дороги и вложив в нее их удел. Он упомянул о готовности этой обители к использованию и перемещению по ее просторам и вкушению того, что оставлено в ней для живущего на ней.

Далее Он обращает внимание на то, что "к Нему вы прибудете после воскрешения" (67:15).

То есть мы не останемся в этой обители насовсем, навсегда - мы зашли в нее на некоторое время, подобно идущему без остановки путнику, и мы не должны воспринимать ее как что-то родное, как постоянное место пребывания. Мы вошли в эту обитель лишь для того, чтобы запастись необходимым для вечной обители, так что мир этот - всего лишь переход, а не место для постоянного пребывания, этот мост, проход, но не родина, не постоянное место для жизни.

Аят содержит указание на Его Господство, Его единственность, Его мудрость, Его могущество, Его силу и Его милость, а также напоминание о Его милостях и благодеянии и предостережение от излишней привязанности к миру этому и превращение его в свою постоянную обитель. Мы должны быстро пройти через него к Его обители, к Его Раю.

Итак, этот аят напоминает о Его знании, Его единственности и Его милостях, содержит побуждение стремиться к Нему и готовиться к встрече с Ним и прибытию к Нему, а также сообщение о том, что однажды Аллах свернет эту обитель так, будто ее никогда и не было, и что Он оживит ее обитателей после того, как умертвит их, и к Нему им предстоит вернуться.

См. "аль-Фаваид"

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГОРАХ

Подумай над той удивительной мудростью, которая заключена в создании гор. Человек невежественный и беспечный может счесть их чем-то лишним и ненужным на земле, тогда как на самом деле в них заключено много поьзы - все их полезные свойства известны только их Создателю.

В хадисе о принятии Ислама Дымамом ибн Са'лябой он сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: "Заклинаю тебя Тем, Кто воздвиг горы и вложил в них пользу, скажи мне: это Аллах повелел тебе то-то и то-то?" Он ответил: "Клянусь Аллахом, да!" (Муслим, 12).

К полезным свойствам гор относится то, что на вершинах их задерживается снег, который служит запасом воды для людей и который они могут использовать в случае, если у них не будет воды. Этот снег потихоньку тает и, превращаясь в обильные потоки, образует реки и течет в долинах. Благодаря этой воде вырастают луга, разные растения, фрукты, лечебные травы, которых не бывает на сухих равнинах и в пустынях.

Если бы не горы, снег падал бы на землю и таял бы, и при возникновении потребности в нем его бы уже не было. А при быстром таянии он образовывал бы потоки, которые уничтожали бы все на своем пути и тем самым наносили бы людям непоправимый и неотвратимый вред.

Наши рекомендации