Проблема отношения вещей в себе и вещей для нас. Кантианское и материалистическое ее решение.

Кант. Никаких соприкосновений между этими мирами нет. Есть вещи только в себе либо только для нас. Всё, что нас окружает – это вещи для нас, поскольку мы их воспринимаем, они находятся в нашем сознании, мы что-то знаем о них. О вещах в себе мы не знаем ничего.

Материалисты. Наши ощущения восприятия – образы внешнего мира, значит содержанием ощущения восприятия является мир, значит мир существует не только вне сознания, но и в нём. Отношение мира в себе и мира для нас: вещи в себе могут входить в сознание и становятся вещами для нас. Теперь вещь в себе является одновременно и вещью для нас и вещью в себе. Процесс познания – превращение вещей в себе в вещи для нас.

Не всякая вещь для нас является вещью в себе. (Галлюцинации – вещи для нас; ангелы, демоны – для нас). Кстати, абсолютной грани нет между сущ. вне и в сознания. Пример: изобретение предмета.

«Вещь вне сознания» – 2 смысла:

Объективная вещь (Кант)

Объективная, пока ещё не познанная вещь (материализм). Итого – она перестаёт и не перестаёт быть в себе.

«Быть содержанием сознания» – 2 смысла:

Быть только в сознании (Кант).

Быть познанным (быть и там и там), познанная объективная вещь (материализм).

Совпадают ли те вещи, что и там и там? 1) да = суб. идеализм 2) нет = кантианство 3) и да и нет = материализм. Не совпадение по форме, но совпадение по содержанию.

Материализм о вещах в себе и вещах для нас. Познание как превращение вещей в себе в вещи для нас.

Материалисты: признают бытие мира в сознании. Наши ощущения восприятия – образы внешнего мира, значит содержанием ощущения восприятия является мир, значит мир существует не только вне сознания, но и в нём. Отношение мира в себе и мира для нас: вещи в себе могут входить в сознание и становятся вещами для нас. Теперь вещь в себе является одновременно и вещью для нас и вещью в себе.Процесс познания – превращение вещей в себе в вещи для нас.

Соотношение мира для нас и мира в себе.

см. вопрос 18. «Как философы открыли, что мир существует в сознании человека?»

Теория символов» Г. Гельмгольца.

Мюллер – физиолог, детально исследовал, как предметы внешнего мира воздействуют на органы чувств. Он состоит вот в чём: природа ощущений целиком определяется природой органов чувств. Эти ощущения несут информацию о строении органов чувств, а не о внешнем воздействии. Он обнаружил, что действуя разными агентами на зрит. нерв – ощущения одно и то же! Свети фонарём, режь, царапай, бей током – человек видит вспышку света.

Эту идею подхватил Гельмгольц. Он считал, что объективно существует внешний мир, предметы влияют на органы чувств вызывая ощущения и восприятия. Эти ощущения и восприятия не имеют ничего общего с предметами, их породившими. Они – не образы, а символы – условные значения, знаки. Мир является знаками, символами. Они говорят, что есть вн. предметы, но каковы они – хз. Скажем, мы видим предметы зелёными/красными. А на самом деле нет ни зелёного ни красного, есть только бесцветные ЭМ-колебания разных частот.

Иероглифический» материализм.

По Гельмгольцу наши ощущения – это символы. Философы стали употреблять термин «знак», «иероглиф». Вещи вызывают знак, символ; разные вещи – разные знаки.

Пример: обозначим коз и коров квадратиками и треугольниками. Такими символами можно вести учёт стада, разбираться сколько голов скота в стаде, но объективной связи между треугольником и коровой нет.

Получили иероглифический материализм – есть объективный мир, есть воздействия в виде символов, но они не отражают реальный мир таким как он есть.

Знаки и знаковые системы.

Наука, занимающаяся знаками – семиотика. Семиотика исходит из того, что существует два вида знаком: языкОвый, неязыкОвые.

Что понимается под знаком? Чувствозримое материальное явление, способное действовать на органы чувств человека, являющееся представителем предмета. Итого знак = обозначение + тот предмет, что он обозначает.

С точки зрения семиотики, употребление понятия «знак» по Гельмгольцу некорректно.

Язык – система знаков. Знаки тогда языковые, когда они образуют систему и положения знака в системе определяет его. Неязыковые могут существовать вне связи с ними. Выделяется 2 основных вида неязыковых знака.

Знак-копия, икОнический знак (икона – образ) – похож на обозначаемый предмет: портрет, скульптура.

Знаки-индексы, знаки-признаки. Когда между знаком и обозначаемым есть связь. Пример: идя по лесу видим дым. Костёр – обозначаемое, дым – знак. Пример 2: меряем свою температуру, у нас жар – итого жар есть знак болезни.

Символ – один из видов знаков.

Неязыковый символ – наглядная вещь, в которой воплощена абстрактная идея. Пример – серп и молот (символ дружбы крестьян и рабочих).

Языковый символ – обязательно часть системы. Не имеет ни физ. связи ни сходтства, но обозначает предмет (путём соглашений: оформленно или бессознательно). Пример: слово «стол» не похоже на реальный стол ничем. Итого – это обычные слова разговорного языка.

Связи:

Физическая связь (сходство)

Наши рекомендации